Встреча в налоговом комитете была посвящена решению вопросов, которые возникают у предпринимателей
Встреча в налоговом комитете была посвящена решению вопросов, которые возникают у предпринимателей
Встреча в налоговом комитете была посвящена решению вопросов, которые возникают у предпринимателей.

Очередная встреча в налоговом комитете была посвящена решению вопросов, которые возникают у предпринимателей при оформлении документов на ввоз товаров и автотранспортных средств из стран Таможенного союза (ТС).

С 1 января 2013 года правительством утверждены изменения в оформлении документов и их перечне. Остается неизменной норма, что временно ввозимый товар не должен изменять свойства и характеристики. Но изменяется форма документов, оставаясь в виде уведомления. Налоговики указывают на обязательность точного заполнения всех цифровых данных, чтобы в дальнейшем не возникало проблем с фискальным ведомством.

«За период действия Таможенного союза и налогоплательщики, и налоговые органы столкнулись с массой проблем. Оно и предполагалось, ведь это новаторство в налогообложении. Однако необходимо обратить внимание на точное заполнение предоставляемых документов. Неоднократно нами доводилась до плательщиков информация, как правильно и корректно оформить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Но до сих пор встречаются случаи, когда заявления содержат формально-логические ошибки. Когда неверно исчисляется налоговая база из-за пропущенных запятых или код валюты не правильно проставлен, или курс не соответствует коду валюты. То неправильно заполнены КПП, российский аналог нашего РНН. Как следствие, многие плательщики обращаются к нам с вопросом, почему наши заявления не проходят проверку в базе. А это происходит потому, что в Российской Федерации есть справочник учета налогоплательщиков. В нем указаны коды учета. Но коды учета обновляются, и данные многих налогоплательщиков являются не актуальными», — пояснила главный специалист управления администрирования налогов в рамках Таможенного союза Налогового департамента по ЮКО Гульмира Пернебаева.

Большое внимание было уделено и оформлению документов на ввозимые автотранспортные средства. Необходимо уплачивать акциз, если объем ввозимого двигателя превышает 3 куба, и НДС в размере 12% от стоимости машины — для всех ввозимых автотранспортных средств. Если объем двигателя превышает 3 куба, то на каждый сантиметр — по 100 тенге акциза. К примеру, если объем двигателя 3,2 куба, то владелец автомобиля должен уплатить акциз в размере 320 тысяч тенге плюс сумма НДС в размере 12%. Однако не все перегонщики торопятся это сделать. Было установлено 490 фактов непредоставления налоговой отчетности и неуплаты косвенных налогов. По автотранспортным средствам, ввезенным из стран Таможенного союза, за неуплату налогов по 87 налогоплательщикам было наложено 20 млн. 412 тысяч тенге административных штрафов. А за весь 2012 год по фактам непредоставления отчетности и за несвоевременную уплату было привлечено к ответственности 240 налогоплательщиков и наложено административных штрафов на сумму более 87 млн. тенге.

Многие автоперегонщики стараются указать стоимость ввозимого автомобиля ниже действительной с тем, чтобы избежать или уменьшить размер взимаемых налогов. Но налоговое ведомство имеет возможность перепроверки данных и доначисления средств.

«Существует Постановление правительства РК №1249, согласно которому налоговый орган вправе корректировать налоговую базу. Если машина стоит 10 тысяч долларов, а он предоставляет документы покупки на 9 тысяч, то это колебание цены приемлемо. Но когда предоставляют стоимость машины в 2 тысячи долларов, а она стоит 10 тысяч, то тогда мы принимаем меры. Плательщик может заявить: да, я привез машину за 2 тысячи долларов. У него на руках будет и соответствующая счет-фактура. Мы отправляем его в оценочные компании, которые имеют лицензии. Они проводят оценку автомобиля, и нередко указанная стоимость транспорта бывает значительно ниже рыночной. Если база будет сильно занижена, то мы, в целях качественного пополнения бюджета, вправе ее откорректировать. И если не до 10 тысяч, то хотя бы до 8 тысяч будем доводить стоимость машины, а соответственно, и доначислять налоги. Не нужно идти на сговор с поставщиками», — пояснила действия фискального ведомства Гульмира Пернебаева.

«Когда ввозят автотранспорт с территории России и Беларуси основными документами являются счет-справка и договор. В них нередко указывается сильно заниженная стоимость. К примеру, часто встречается «Лексус», 2005 года выпуска. Оценивается в 3 млн. белорусских рублей. А если по курсу в тенге перевести, то это 150 тысяч тенге. Это же не реально», — иллюстрировал примерами начальник управления Налогового департамента Алмас Шаймерденов.

Рассказала Гульмира Пернебекова еще об одном способе избежать налогообложения и уплаты косвенных налогов, к которому прибегают «нечистые» на руку перегонщики, — подделке заявлений:«В обязательном порядке перегонщики должны заполнять заявления об уплате налогов, которые сдаются в налоговые органы. И лишь потом машина регистрируется в РЭО дорожной полиции. Встречались факты, когда эти заявления подделывались и фальшивки сдавались в РЭО УДП. На сегодня заведены уголовные дела на 60 ввезенных автотранспортных средств 52 налогоплательщиков, которые хотели избежать налогообложения, подделали заявления по форме 323 и провели регистрацию в органах РЭО. Все материалы по ним направлены в ДВД области, ведется расследование».

Налоговики проводят сверку ввозимых автомобилей и машин, которые прошли регистрацию и по которым уплачены налоги. Итог ясен. При выявлении расхождений — проверка, начисление платежей, штрафы, а возможно, и следствие со всеми вытекающими. Лучше заплатить и ездить спокойно.