ЖЕНОНЕНАВИСТНИКИ ВО ВЛАСТИ
Смотришь на пособия по беременности и родам, алименты и выплаты многодетным матерям… Так и хочется спросить у наших законотворцев: «За что же вы женщин-то так не любите?»
РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОЖДЕНИЯ
16 марта беременные Алматы проведут свою акцию протеста. Что толкнуло женщин, в положении которых полагаются исключительно положительные эмоции, на протестное выражение личного мнения? Тот самый, наделавший немало шума Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам социального обеспечения».
Речь идет об изменениях и дополнениях в статью 23-1 Закона РК «Об обязательном социальном страховании». Изменения касаются женщин, чья заработная плата выше 10 минимальных заработных плат (МЗП) в месяц. 1 МЗП = 18660 тенге, таким образом, речь идет о зарплате в размере 186600 тенге. Например, если доход одной женщины составляет около 200 тысяч тенге, то ее социальные отчисления на 2013 год составляют 9330 тенге в месяц, в то же время другая женщина, которая получает 500 тысяч тенге в месяц, отчисляет те же 9330 тенге. А социальное пособие по беременности и родам у первой женщины составит 882 тысячи тенге, а у второй – 2 млн. 100 тенге. Разница получается внушительная. Разницу между тем пособием, на которое женщины могли рассчитывать при прежнем законодательстве, и новыми декретными они могут получить у работодателя – но только при его желании. Раньше эту самую разницу выплачивали из Государственного фонда социального страхования.
Женщин, получающих свыше 10 МЗП, у нас не много, а если и есть такие, говорят в департаменте соцзащиты населения, они, как правило, работают в столичных компаниях, а там этот вопрос более-менее урегулирован.
Но есть другая часть поправок, о которой правозащитники не вспоминают, а надо бы не просто вспомнить, но делать все возможное, чтобы защитить всех будущих мам. Изменился порядок начисления пособия по беременности. Ранее, если социальные отчисления производились менее двенадцати месяцев – среднемесячный размер дохода определялся путем деления суммы, с которой производились отчисления, на количество месяцев, за которые отчисления поступили в фонд. Проще говоря, размер заработанного женщиной дохода делился на фактически отработанный до декретного срок (в пределах 12 месяцев). То есть если она отработала до выхода в декретный 3 месяца и получила за это время 600 тысяч тенге, то расчет производился следующим образом: 600 тысяч делится на 3, полученная сумма 200 тысяч тенге умножается на коэффициент 4,2. Теперь расчет будет вестись по-другому: независимо от фактически отработанного времени заработанная сумма будет делиться на 12 месяцев и умножаться на коэффициент 4,2. То есть те же 600 тысяч за отработанные три месяца будут делиться на 12, полученная сумма 50000 будет умножаться на коэффициент 4,2.
Вот эта-то часть поправок затрагивает гораздо большую часть беременных женщин. Почему у нас такого рода поправки не обсуждались? Почему молчат те, кто еще недавно говорил, что нашей стране нужно побольше детей. А на какие деньги их растить?
БЕДНОСТЬ ОТЦОВ
Второй антиподарок получили разведенные женщины-матери. Правда, его законотворцы преподнесли еще в январе. А потом и сами возмутились, что согласно поправкам в Законе «О семье» в разы уменьшился размер алиментов.
С введением Кодекса РК «О браке и семье» в действие задолженность по алиментам высчитывается исходя из минимальной заработной платы по республике. Сейчас минимальная заработная плата по стране составляет около 18 тысяч тенге. Исходя из того, что размер алиментов зависит от количества детей, то получается, что за одного ребенка женщина будет получать около 4 тысяч, за троих и более – не больше 9 тысяч тенге.
До этого задолженность считали (согласно норме закона об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей) исходя из среднемесячной заработной платы по региону должника. А это значительно больше.
От всей души поздравляю всех «антиотцов», которые считают своим долгом избегать всеми правдами и неправдами заботы о детях. Передаю отдельное спасибо всем радетелям из Мажилиса от женщин, оказавшихся в ситуации сироты Жанерке Темирбаевой, которую муж с двумя детьми выгнал на улицу. И теперь ей нечем кормить детей. Получить достойную профессию женщина не успела, а потому перебивалась частными заработками. Поэтому-то Жанерке и была готова отдать детей в детский дом. Рассчитывать на алименты, даже если они будут, не приходится – ведь это гроши. Уважаемые законотворцы, ответьте, пожалуйста, женщины вам чем не угодили?
ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ
Андрей Иванов и Оксана Фролова выросли в детском доме. Всю жизнь они мечтали, что их дом будет наполнен детскими голосами и своих детей они уж точно в детский дом не сдадут. Данил, Паша, Максим, Ваня, Артем и Ангелина – главное богатство родителей. Андрей, единственный кормилец в семье, получил диплом о специальном образовании, он финансист. Но работает сварщиком, кузнецом, отделочником – где угодно, лишь бы платили нормально. Оксана и Андрей не жалуются. Как могут, стараются решать свои проблемы. Только в апреле эта семья может оказаться на улице. Владелец домика, в котором ютится семейство, потребовал, чтобы они искали новое жилье.
«О чем вы думали, когда рожали одного за другим?!» – фраза, которую молодые многодетные родители слышат каждый день. Обидно. Почему нельзя сделать достойные пособия на детей по примеру материнского капитала, как в соседнем государстве? Родители могут на эти деньги купить то же жилье, могут в будущем оплатить учебу своих детей в вузах. У нас же максимум, на который может рассчитывать многодетная женщина, – 6876 тенге (3,9 МРП), а награжденные подвесками «Алтын алка» (7 и более детей), а также «Кумис алка» (6 и более детей) – 10578 тенге (6 МРП) в месяц. Как говорится, медалью детей не накормишь.
В декабрьском послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» глава государства подчеркнул: «Необходимо постоянно совершенствовать систему социального и пенсионного обеспечения, всемерно защищать материнство и детство». Говорил лидер нации и о необходимости реформирования системы стимулирования рождаемости и поддержки многодетности. Видимо, слова президента законотворцы понимают по-своему.
Саида ТУРСУМЕТОВА