В целях борьбы с теневой экономикой в ходе 1514 налоговых проверок дополнительно начислено в бюджет налогов и пени на сумму 21,2 млрд. тенге.

ЧТО ПОМЕНЯЛОСЬ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ?

В целях борьбы с теневой экономикой в ходе 1514 налоговых проверок дополнительно начислено в бюджет налогов и пени на сумму 21,2 млрд. тенге.
В целях борьбы с теневой экономикой в ходе 1514 налоговых проверок дополнительно начислено в бюджет налогов и пени на сумму 21,2 млрд. тенге.

С 1 января 2013 года вступили в силу ряд изменений и дополнений в налоговое законодательство республики.

Недавно налоговый департамент по ЮКО провел для налогоплательщиков семинар-совещание по разъяснению этих изменений. О важности форума говорили лица, принявшие участие в его работе, – председатель Налогового Комитета МФ РК Ануар Джумадильдаев, замакима ЮКО Болатбек Нажметдинулы, начальник НД по ЮКО Алтынсары Умбиталиев и другие. Поскольку далеко не все желающие смогли принять участие в прошедшем семинаре, РАБАТ обратился с просьбой к начальнику отдела НД по ЮКО Рахиме Алеевой поделиться с нашими читателями полезной информацией, прозвучавшей на семинаре.

– Рахима Самедовна, чем объясняется необходимость внесения изменений в налоговое законодательство?

– Провести ревизию всех действующих налоговых льгот, создать благоприятный налоговый режим, особенно в области новых технологий и индустриализации. Такое поручение дал Президент РК Нурсултан Назарбаев в своем послании «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Сотрудники налоговых органов республики приняли это поручение к действию. Особое внимание было обращено на упрощение и минимизацию налоговой отчетности.

– Каковы итоги работы налогового департамента за прошлый год? Если можно, об этом вкратце.

– Исполнение бюджета составило 103%: при прогнозе 182 млрд. тенге фактически поступило 188 млрд. тенге. Проведена значительная работа по взысканию недоимки как одного из резервов доходной части бюджета, в результате общая недоимка снизилась с 17 млрд. тенге до 4,6 млрд. тенге, или на 73%.
В целях борьбы с теневой экономикой в ходе 1514 налоговых проверок дополнительно начислено в бюджет налогов и пени на сумму 21,2 млрд. тенге. Вследствие проведенной работы по выявлению дополнительных резервов обеспечено поступление в бюджет 8,6 млрд. тенге. Работа в этом направлении продолжается.

– О каких изменениях и дополнениях в налоговое законодательство, вступивших в силу с 1 января 2013 года, важно знать нашим предпринимателям?

– Изменения коснулись корпоративного подоходного налога (КПН), индивидуального подоходного налога (ИПН), налога на добавленную стоимость (НДС), деятельности в рамках Таможенного союза (ТС), специального налогового режима. К слову, выступавшие на семинаре говорили также на тему налогового администрирования, изменений в КоАП и относительно применения POS-терминалов.

– А вот об этих темах, пожалуйста, поподробнее.

– В Налоговый кодекс вновь введена статья 37-1, согласно которой установлен особый порядок проведения налоговой проверки – камеральный контроль для ликвидируемых юридических лиц-резидентов. Ликвидация определенных категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет осуществляться на основе заключения по результатам камерального контроля.
По корпоративному подоходному налогу было указано на изменения и дополнения статей 85, 87, 89, 95, 100, 102, 133 и т.д.

Подробно, постатейно разъяснены изменения по индивидуальному подоходному налогу и НДС. В частности, по НДС указано, что в ст. 231 с двукратного до пятикратного размера месячного расчетного показателя увеличилась разрешенная величина безвозмездной передачи товара в рекламных целях (в том числе в виде дарения), не являющаяся оборотом по реализации.
Обращено внимание, что ст. 248 дополнена п. 23, включающим лом и отходы цветных и черных металлов в число освобожденных оборотов, и что в статье 249 новую редакцию получили подпункты 1 и 2 – «Обороты, связанные с землей и жилыми зданиями».

– Есть ли налоговые изменения по Таможенному союзу?

– Да, есть. Эти изменения позволяют налогоплательщику представлять в налоговые органы не только оригинал, но и копию талона о прохождении госконтроля, выдаваемого территориальными подразделениями пограничной службы КНБ РК. Налогоплательщик, импортирующий товар в Таможенном союзе, будет уплачивать НДС по импорту только от стоимости импортируемого товара, без включения в него любых дополнительных расходов.

Также статьей 276-15 Налогового кодекса внесены изменения и дополнения, которыми предусмотрено исключение применения режима временного ввоза товаров на территорию РК с территории государств-членов Таможенного союза. При этом в соответствии с дополнениями в ст. 14 Налогового кодекса налогоплательщик обязан будет уведомлять налоговые органы о временном ввозе товаров на территорию РК с территории государств – членов Таможенного союза, которые в последующем будут вывезены с территории Республики Казахстан. То же касается временного вывоза товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств – членов Таможенного союза, которые в последующем будут ввезены на территорию Республики Казахстан.

– Всегда много вопросов по теме специального налогового режима…

– Да, это так. Изменениями в ст. 426, 431, 435, 439, 448 Налогового кодекса отменен разрешительный характер применения СНР и введен уведомительный порядок выбора СНР, т.е. представление налогоплательщиками уведомления о применяемом режиме налогообложения по установленной форме.

– Какие категории лиц ограничены в применении СНР?

– С текущего года в применении СНР ограничены:

  • юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим;
  • налогоплательщики, осуществляющие деятельность на основании агентских договоров (соглашений);
  • некоммерческие организации;
  • юридические лица, получающие доходы из источников за пределами Республики Казахстан, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов, вознаграждений, роялти.

К слову, в Налоговый кодекс введено понятие патента.

– Знаем, что у предпринимателей много вопросов по установке POS-терминалов и штрафных санкций, предусмотренных за их отсутствие…

– Да, вопрос установки оборудования, предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек (POS-терминалов) сегодня на особом внимании. То же касается и штрафных санкций, предусмотренных за отсутствие устройства у лиц, обязанных принимать платежи с использованием платежных карточек и за отказ в приеме платежей посредством платежной карточки.
С 1 января 2013 года действие данной нормы распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность с применением общеустановленного порядка налогообложения, а с 1 января 2014 года – на всех лиц указанной категории независимо от режима налогообложения.

– Расскажите об изменениях, внесенных в Административный кодекс.

– С 1 января 2013 года изменено администрирование специальных налоговых режимов, способы обеспечения исполнения, не выполненного в срок налогового обязательства и меры принудительного взыскания налоговой задолженности.

Введено предупреждение по некоторым статьям КоАП, рассматриваемым органами налоговой службы, исключение должностных лиц из субъекта административной ответственности, введен упрощенный порядок уплаты штрафа для лиц, согласных с фактом адмправонарушения.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА