«Нам так закрутили гайки, что мы просто задыхаемся», — говорят пассажироперевозчики. Владельцы автобусных парков рассказали о наболевшем. Как выяснилось, нерешенных проблем у владельцев транспортных компаний, занимающихся перевозкой горожан, накопилось множество.
Неудобные графики и маршруты, отсутствие элементарных условий для водителей и контролеров, невыполнимые требования заказчика. Работать в таких условиях невозможно, утверждают владельцы автобусных парков. Однако оставить свой тяжелый бизнес предприниматели не могут. Многие из них должны рассчитываться по кредитам, взятым на покупку новых автобусов. Потому и вынуждены выполнять все требования заказчика, какими бы несправедливыми они не казались.
«После проведения тендера маршруты удлиняются, графики меняются, — рассказывает руководитель ТОО «КиУ» Тойбол Отебай. — Кроме того, от нас требуют, чтобы мы каждые четыре года обновляли автобусный парк, но это невозможно. Ведь всем известно, что окупаемость автобуса не менее семи лет».
«Мы часто слышим жалобы на то, что водители устраивают гонки, в надежде первыми забрать пассажиров с остановок. Но это все не от хорошей жизни, — включается в разговор директор ТОО «Орион» Сергей Тимченко. — Проблема в том, что водители предоставлены сами себе. Сколько заработал — столько и получил. Вот если бы заказчики наших услуг разработали условия, по которым водитель получал бы достойную зарплату, например, 80 тысяч, тогда бы на дорогах был порядок».
«Мы уже несколько раз обращались в городской акимат с просьбой выделить нам земельные участки, чтобы мы могли построить для водителей и кондукторов туалеты. Ведь даже такими элементарными условиями они у нас не обеспечены, — говорит председатель Ассоциации пассажироперевозчиков ЮКО Дархан Каюпов. — Но ответа нет. В общем, очень много претензий у нас к заказчику услуг».
Навести порядок помог бы план развития общественного транспорта, считают руководители автопарков. В его составлении пассажироперевозчики готовы оказать транспортному отделу акимата самую активную поддержку. Однако в городском ЖКХ утверждают: претензии транспортных компаний беспочвенны. И ничего сверх указанного в тендерных условиях никто с пассажироперевозчиков не требует.
«Все условия оговариваются заранее и прописываются в тендерных условиях, — объясняет заведующий сектором транспорта отдела ЖКХ Шымкента Куат Жуматаев. — Каждый желающий принять участие в государственных закупках может с ними ознакомиться до того, как примет участие в тендере. Кроме того, к нам никто из пассажироперевозчиков с перечисленными выше проблемами не обращался. Кроме проблемы с туалетом. Но выделять земельные участки не в нашей компетенции. И если уж разговор об этом зашел, то могу сказать, что эту проблему прекрасно можно решить без земельного участка. На этот случай предусмотрены биотуалеты, которые уже давно успешно используются во многих городах Казахстана. Владельцы автобусных парков могли бы уже давно их приобрести и поставить, например, где-нибудь на конечных остановках своих маршрутов. Что же касается плана развития общественного транспорта, то в Казахстане приняты подобные правила. По ним мы и работаем. И у нас нет полномочий придумывать собственные правила специально для Шымкента».
В общем, прийти к единому мнению пассажироперевозчикам и представителю заказчика их услуг посредством общения через журналиста не получилось. Возможно, при личном общении за столом переговоров это получится. Ведь из-за недопонимания сторон в конечном итоге страдают рядовые горожане, которые пользуются услугами общественного транспорта.