В Южном Казахстане Коксарайский контррегулятор стал пристанищем браконьеров. Незаконный лов ведется чуть ли не в промышленном масштабе. Разнообразные сорта рыбы, по данным инспекторов, отсюда ежедневно вывозят «КамАЗами».
Судак, щука, сазан — ассортимент рыбы в этом грузовике удовлетворит изысканный вкус любого гурмана. Несколько тонн свежайшего продукта готовы попасть на прилавок. Правда, выяснить, чей это груз и куда направляется машина, не удается.
Побережье Коксарайского контррегулятора, стратегического объекта государственной важности, усеяно гниющими тушками мелких рыбешек. Так, по словам инспекторов, браконьеры сортируют товар, избавляясь от неликвида. Здесь же свидетельства их ночной деятельности — сети и лодки.
В рыбинспекции сетуют: на 47 тысяч гектаров контррегулятора приходится всего двое проверяющих. Поэтому полностью пресечь незаконный вылов рыбы здесь невозможно. Да и неопределенный статус водоема фактически парализует работу контролеров.
Нуржан Куенбаев, и.о. начальника отдела шардаринской рыбной инспекции: «Контррегулятор не является объектом рыбного хозяйства, потому что он еще не сдан в эксплуатацию. У нас на сегодняшний день по Коксараю заполнен 71 материал, и штрафы взысканы».
Пока Коксарай не признали объектом рыбного промысла, ловить нарушителей — пустая трата времени, считает помощник природоохранного прокурора. По его словам, задержанным выгоднее заплатить штраф, чем отказаться от браконьерства. Кроме того, излишек рыбы, по данным надзорного органа, в контррегуляторе наблюдается по вине хозяев объекта.
Ердос Найманбаев, помощник специального природоохранного прокурора ЮКО: «По закону на контррегуляторе должны стоять рыбозащитные устройства. Однако, как показала наша проверка, их нет. Нами сейчас было внесено представление об устранении нарушений законности».
В органах надзора всерьез опасаются, что неопределенный статус Коксарая может стать причиной не только экологической, но и экономической катастрофы региона. Ведь, с одной стороны, если полностью запретить вылов рыбы на контррегуляторе, водоем попросту задохнется от гниющих останков. С другой, если не пресечь браконьерство в промышленных масштабах, область будет нести миллионные убытки от незаконного рыбного промысла.
По материалам 7 канала