Что имеем, не храним и, потеряв, не плачем

Старый Шымкент
Коллаж Андрей Донца.

Благодаря стараниям археологов Шымкент официально признан древнейшим городом страны, которому 2200 лет.

Правда, вопрос о проведении официальных юбилейных торжеств, которые могли бы придать развитию города ощутимый толчок, почему-то никак не решится. Но сейчас не об этом, а о том, что собственно если не древнего, то хотя бы старинного в городе сохранилось.

Что имеем, не храним и, потеряв, не плачем
Фото из архива автора.

Возьмем официальное издание «Свод памятников истории и культуры Казахстана. Южно-Казахстанская область», вышедшее в 1994 году. Цитируем: «В г. Чимкенте сохранилось 3 археологических памятника… Сохранилось 19 памятников градостроительства и архитектуры, отражающих важнейшие этапы формирования и становления исторической структуры старого центра города… 4 памятника градостроительного искусства, 5 памятников жилой архитектуры, 7 памятников архитектуры общественных зданий, 4 памятника культовой архитектуры…» Понятно, что именно такие здания и должны подчеркивать нашу древность и неповторимость. Однако, если то или иное здание попало в Свод, еще не значит, что соответствующие государственные структуры его как-то реально охраняют и интересуются его судьбой. Вот наглядные примеры такого безразличия.

В Своде есть здание библиотеки, которая была расположена на ул. Луначарского 9. Кстати, построена она была в начале прошлого века на пожертвования простых горожан. Еще до выхода Свода ее… снесли.
Городище Шымкент, крупнейший уникальный памятник археологии, все больше застраивается незаконной «нахаловкой» и никто этого словно не видит. Дворец металлургов в плачевном состоянии.

Церковь Сергия Радонежского, ставшая в советские годы филармонией, попросту снесена. Это здание было построено как церковь в 1885 году, а в качестве филармонии являлось «одним из первых театральных зданий в Казахстане».
История детективная, поскольку снос здания был осуществлен местными властями без разрешения Министерства культуры и информации РК.
«Министерство культуры и информации РК не возражало против проведения ремонта и реставрации в здании областной филармонии, которая имеет статус памятника истории и культуры местного значения. При этом Закон РК «Об охране и использовании историко-культурного наследия», предписывает все реставрационные работы проводить под контролем уполномоченного органа и только организациями, имеющими специальные лицензии, выданные министерством и брать ход реставрационных работ под жесткий контроль. Недвижимые памятники истории и культуры сносить или переносить запрещено. Это возможно только в случае, если объект пострадал от ЧС и утерял историческую, научную и художественную ценность, да и то после получения разрешения Правительства», – рассказал автору бывший начальник отдела сохранения историко-культурного наследия ДК ЮКО Александр Грищенко.

На деле 2 апреля 2007 года аким области подписал распоряжение «О создании рабочей комиссии по обследованию технического состояния здания областной филармонии», а 17 апреля без разрешения министерства начался снос, который был завершен в рекордные сроки. Дело это на уголовную статью тянуло… Но кто-бы его возбуждал?

Кстати есть данные, что именно в снесенном здании Шамши Калдаяков написал гимн Казахстана «Менiн Казакстаным».

Печальный перечень можно продолжать. Но есть, к счастью в городе здания, которые в Свод почему-то не вошли, но имеют большую историческую ценность и сохранились до сих пор.
Стараниями доктора исторических наук Бауыржана Байтанаева в районе Старого города, было обнаружено здание постройки 1886-87 годов, где располагался дом начальника уезда. В этом здании, бывали многие известные исторические деятели.

«Здесь работал Ахмет Кенесарин, сын Кенесары Касымова, бывший заместителем начальника Чимкентского уезда. Здесь же останавливались известные востоковеды Бартольд и Остроумов»,- говорит Бауыржан Байтанаев.

Что имеем, не храним и, потеряв, не плачем
Дом уездного начальника.
Что имеем, не храним и, потеряв, не плачем
Дом уездного начальника.

В настоящее время историческое здание является жилым домом нескольких семей пенсионеров и облеплено поздними пристройками.

«Живущих здесь необходимо переселить в новое жилье. Первоначальный облик исторического дома, который теперь можно назвать старейшим из сохранившихся в Шымкенте, легко восстановить, убрав поздние пристройки. К тому же в архивах Ташкента есть его детальное описание и планировка. Весь Старый город стоит на культурных слоях относящихся еще к 8 веку. Именно тут надо разместить музей истории Шымкента»,- считает Б. Байтанаев.

Что имеем, не храним и, потеряв, не плачем
Прекрасно отреставрированный жилой дом конца 20-х годов, единственный пример такого рода в городе. Расположен на улице Тыныбаева, есть в Своде.

В разных странах и городах деревья долгожители почитают как памятники природы, хранящие частичку истории. Есть такие уникальные деревья и в Шымкенте.

Что имеем, не храним и, потеряв, не плачем
Это дубовая аллея в парке «Кен-баба», бывшем некогда Соборным садом.

Дубам на аллеях «Кен-бабы» по 110 лет. Это старейшие деревья города. И было бы мудро обозначить их возраст памятной табличкой и наверное даже провести в их честь праздник или фестиваль, призванный пропагандировать богатую историю Шымкента.

Алексей Гончаров.
Фото автора.

Реклама