Каждый автомобилист стремится заправлять свою машину бензином только хорошего качества. А как быть, если это самое качество на наших заправках хромает на обе ноги?
ПО АЗС УДАРЯТ ГЛАСНОСТЬЮ
Вспомните незабвенного Василия Алибабаевича из «Джентльменов удачи». Того самого, что свой первый срок получил за то, что разбавлял бензин ослиной мочой. Не знаю, чем разбавляют бензин на наших АЗС, но его качество стало очередной темой совещания в акимате ЮКО. Чиновники не скрывали своего недовольства – так и до бензинового кризиса недалеко. Предложили даже публиковать список нечистых на качество АЗС в СМИ. «Считаю, что необходимо публиковать в СМИ адреса и названия АЗС, которые заливают некачественный бензин, чтобы люди точно знали, что на этих заправках лучше не заправляться», – подчеркнул руководитель управления природных ресурсов и регулирования природопользования ЮКО Мухит Отаршиев.
Автозаправочные станции на юге Казахстана взять под строгий контроль – это необходимость, считают не только природоохранники и автомобилисты, но и специалисты автосервиса. Сергей Панин точно знает, где заправляться не стоит. Опытный автомеханик заявляет, что в Шымкенте вообще опасно для машины заливать бензин на АЗС. Впрочем, выбора у горожан нет. Даже если один раз заправить свежепригнанную иномарку на шымкентских заправках, то в механизме автомобиля начнутся проблемы.
«Все уже давно знают, какое у нас качество бензина. И что у них тара грязная, и что там песок, грязь, тоже все знают. Хотя в городе бензин еще ничего, на трассе лучше вообще не заправляться. Я уже лет восемь работаю, и за все эти годы качество бензина в лучшую сторону, точно, не изменилось», – говорит автомеханик Панин.
Пока плохое качество бензина на шымкентских АЗС можно доказать только экспериментальным путем – на собственном авто. А ни одна из проверок, ни в 2012, ни в 2013 году, посторонних примесей пока не выявила. А все потому, что нагрянуть на АЗС неожиданно не позволяет закон.
«Мы проверяем АЗС и планово, и внепланово. Объясню, как это происходит, говорит начальник отдела департамента Комитета технического регулирования и метрологии по Южно-Казахстанской области Алия Крыкбаева. – Когда проверка плановая, мы за месяц должны уведомить человека о ней. А какой нормальный человек оставит все так, как есть? Конечно, он все подправит, подчистит. Внеплановые проверки проходят по жалобам граждан. Но и о ней по закону мы предупреждаем предпринимателя за день. Если поторопиться, тоже можно все привести в норму. Да и граждане к нам с жалобами не идут…».
И блюстители госстандартов, и природоохранники, и прокуроры сейчас решают, как быть. Ведь необходимо разработать механизм, который бы, не нарушая законов, позволил проверять АЗС и выявлять некачественный бензин.
А комитетчики предлагают всем автовладельцам в случае, если столкнулись с некачественным топливом или недоливом на АЗС, обращаться с жалобами в департамент по адресу: г. Шымкент, ул. Алимбетова, 18. Телефон – 30-05-42, телефон доверия – 21-27-45.
ВЫБИРАЕМ КАЧЕСТВО
А пока наши чиновники только разрабатывают меры борьбы с нечистыми на руку владельцами АЗС, мы предлагаем простые способы определения качества бензина.
Для того чтобы убедиться, что топливо на выбранной заправке хорошего качества, автовладелец может применить достаточно простые методы.
СПОСОБ I. Смочите листочек обыкновенной белой бумаги небольшой каплей бензина. Затем необходимо немного подуть на смоченное место, бензин довольно быстро испарится. Если бумага сохранит свой первоначальный цвет, это значит, что бензин хорошего качества. Если бумага поменяет окраску, значит, в бензине имеются какие-то примеси. Например, если к нему подмешан керосин, то на бумаге останется жирное пятно.
СПОСОБ II. Чтобы определить наличие в топливе смол, нужно капнуть немного бензина на стекло от старых часов, т.е. на то, которое имеет сферическую форму. Затем эту каплю нужно аккуратно поджечь (думаем, не стоит напоминать, что делать это нужно не на самой заправке). Если на стекле при этом появятся белые концентрические окружности, то это свидетельствует о том, что в топливе примесей либо нет вообще, либо их совсем немного. Если на стекле появятся желтоватые или коричневые кольца, то это говорит о наличии в бензине большого количества смол, которые способны нанести вред любому двигателю авто. Кроме того, следы на стекле помогут обнаружить и другие примеси. К примеру, если в проверяемом бензине имеется примесь любого масла или же дизельного топлива, то на стеклышке после сгорания бензина останутся следы в форме небольших капель.
Каждому автомобилисту необходимо знать, что, как правило, 100 мл любого бензина содержит в себе примерно 7-15 разных типов смол. Если же количество возрастет в два раза, то это снизит ресурс вашего двигателя примерно на 20 процентов, что скажется на его работе. Именно поэтому тесты, определяющие качество бензина, помогут автомобилисту выбрать заправку, на которой можно спокойно заправляться и не бояться за свою машину.
СПОСОБ III. Нужно набрать в прозрачную посуду небольшое количество бензина, а затем посмотреть на свет. Цвет жидкости должен быть бледновато-желтый. Далее нужно добавить в посуду с бензином немного марганцовки или кусок грифеля. Если цвет бензина станет фиолетовым или розовым, то это значит, что в бензине имеются примеси воды.
СПОСОБ IV. Капните несколько капель проверяемого бензина себе на руку. Если вы почувствуете, что место, куда капнули бензин, начинает быстро сохнуть, – это хороший знак, что примесей в нем нет. Ну а если бензин на руке превратится в небольшое жирное пятно, то в нем много различных примесей.
Кроме того, на наличие в бензине примесей нафталана, сероводорода или же сжиженного газа указывает запах серы.
И последнее, о чем всегда нужно помнить во время тестирования бензина, – это о правилах техники безопасности! Нельзя забывать, что не только сам бензин, но и его пары очень взрывоопасны и довольно легко воспламеняются. Если неаккуратно обращаться с огнем, то может возникнуть опасность возникновения большого пожара.
Саида ТУРСУМЕТОВА