Госслужащие
Главный редактор газеты "РАБАТ" Фарида Шарафутдинова
Главный редактор газеты «РАБАТ» Фарида Шарафутдинова

Казалось бы, лето – время отпусков, парламентарии давно уже ушли на каникулы, а здесь, на местах, продолжается серия кадровых смещений, назначений. На официальном сайте акимата ЮКО с 12 июля висит объявление конкурса для занятия вакантных административных государственных должностей корпуса «Б». К слову, с неплохим окладом: от 140298 тенге до 189627 тенге, в зависимости от выслуги лет. Рекомендую. В предвкушении назначений уже выстроились претенденты. Ожидаются еще некоторые кадровые перестановки…

Реформа государственной службы, частая смена власти (во всяком случае в Шымкенте). Хорошо ли это? На уровне города даже для самых маленьких начальников смена акимов – уже потрясение, потому что знают: новая метла метет по-новому, новенький приведет своих.

Попробуем разобраться, насколько сегодня реальны эти опасения. Для начала вспомним 17 апреля 2011 года. В тот день Президент РК Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства РК провел мастер-класс для акимов областей по тому, как надо вести кадровую политику. Вспомнили? Лишь несколько цитат главы государства, взятых в «Казинформе». «Почему в регионах не занимаются подготовкой нового поколения управленцев? Почему вы оказываете доверие только тем, кто защищает только ваши корпоративные интересы и близки вам, преданны, что угодно?». И далее: «Вот такой принцип подбора вреден, поверьте моему большому жизненному опыту, – они первые вас сдадут и продадут на повороте. Кто ненавидит – тот пресмыкается, кто хвалит вас – хочет занять ваше место. Подбирайте по делу. Поставил человека на должность, поставил перед ним задачу. Он тебе выполнил, принесет результат – вот за такого надо держаться всю жизнь, какой бы он ни был, даже простить его недостатки».

Тогда президент подверг критике Агентство РК по государственной службе. По его словам, оно с этими вопросами не работает как следует. «Что делает аким, приезжая в область? Он не взращивает местные кадры, приводит с собой так называемую команду. И все потому, что нет никакой системной работы с резервом. Резерв вроде есть, а из него никто не выдвигается на должности. Не нужно устраивать с каждым вашим перемещением коллективное перемещение душ», – возмутился президент. Именно тогда он дал конкретное задание Агентству – создать корпус высших административных служащих.

Как вы думаете, что-то изменилось? А вы знаете, изменилось. С 26 марта 2013 года в Казахстане вступили в силу поправки в законодательство о госслужбе. Напомню, одним из нововведений стала ответственность министров и акимов за своих нерадивых назначенцев. За это теперь они будут отвечать не только портфелем. «Аким или министр обязаны будут поставить перед главой государства вопрос о сохранении доверия к себе. Отставка может быть принята, а может, и нет», – процитировала руководителя Агентства по делам госслужбы РК Алихана Байменова газета «Время». Заметка называлась «Бастыкам закон не писан».

Новым законом о госслужбе категорически запрещено таскать за собой команду – теперь вновь назначенный высокий руководитель может привести с собой лишь трех доверенных лиц: помощника, советника и пресс-секретаря.

Есть еще одна особенность нового закона. Раньше чиновники обязаны были придерживаться Кодекса чести госслужащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих). Это своеобразные заповеди, «моральный кодекс» госслужащего. Сегодня в законе предусмотрена целая Глава 4-1. Называется она «Служебная этика государственных служащих», в нее входят три статьи: «Требования к государственным служащим по соблюдению служебной этики», «Антикоррупционное поведение государственных служащих» и «Публичные выступления». Кстати, один из пунктов гласит: «не допускать случаев подбора и расстановки кадров по признакам родства, землячества и личной преданности».

А как же быть с командой? Слово-то ведь неплохое, тем более что работа группой действительно эффективнее. Здесь ответ очевиден: работая над определенной задачей, люди и создают команду. Главное при этом действительно работать, а не создавать видимость бурной общественно значимой деятельности. Такое у нас сплошь и рядом. Президент страны не раз упрекал чиновников в бюрократии, в том числе и в умножении бумаготворчества, круговорот отчетности в стране достиг десятков тысяч. «…30 тысяч отчетов – это откровенный формализм, когда потенциал госслужащих тратится на различную отчетность, а не на решение конкретных проблем, которые есть у населения…» – возмутился Нурсултан Назарбаев на заседании правительства в конце января 2012 года.

Хотите проверить, насколько сильна у нас бюрократия? Попробуйте позвонить в какой-либо государственный орган. Самый верный признак бюрократии – когда первый, кто отвечает на ваш звонок, не может ничем помочь.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА