Красная дорожка, вспышки фотоаппаратов, известные актеры в смокингах и актрисы в вечерних платьях. Для многих мечта детства – оказаться на международном кинофестивале. Для меня в этом году она сбылась. Я работала на 48-м кинофестивале в Карловых Варах в качестве аккредитованного журналиста телекомпании «Отырар TV».
Фестиваль в Карловых Варах когда-то был побратимом Московского кинофестиваля, и они проходили поочередно. После распада Советского Союза оба кинофорума стали ежегодными, но своеобразное противостояние между ними продолжается. Пока, по оценкам критиков, выигрывает фестиваль в Карловых Варах, он собирает вдвое больше зрителей, чем Московский, и его любят звезды.
В этом году среди гостей фестиваля были актер Джон Траволта и режиссер Оливер Стоун. То, как они вели себя с публикой, пришедшей их приветствовать, было совершенно не похоже на то, что видишь в репортажах с Московского фестиваля или кинофорума «Евразия», который проходит в Алматы. Траволта лишь на секунду задержался перед камерами журналистов и тут же пошел в народ. Толпа взорвалась «Плиз, Джон, плиз», он сотням пожимал руки, раздавал автографы и с радостью фотографировался со зрителями. Траволта, похудевший и посвежевший, просто очаровал публику своей улыбкой.
Оливер Стоун встречался не только с поклонниками, но и провел мастер-класс для молодых режиссеров. Так же вели себя и другие именитые и не очень актеры и режиссеры, которые приехали на фестиваль. Практически перед каждым просмотром творческие группы общались со зрителями, и это создавало даже в огромных залах очень камерную, душевную атмосферу.
ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ
За неделю кинофестиваля в Карловых Варах было показано 197 игровых и 38 документальных фильмов, из них 35 дебютов. 23 картины демонстрировались в статусе мировой премьеры. На 461 сеанс фестиваля был продан 128031 билет (для сравнения: по официальным данным, показы Московского кинофестиваля посетили 72 тысячи зрителей).
При таком количестве сеансов кажется невероятным, что билетов на многие фильмы просто не было. Тем более что демонстрировались ленты на языке оригинала с английскими и чешскими субтитрами. Интересно, что в Чехии фильмы для показа в кинотеатрах чаще всего не дублируют на национальный язык. Обычно они так и идут на английском и с субтитрами (это и инструмент для изучения языка, и экономия денег). Так что аудитория к таким показам привыкла.
Российские туристы, которых традиционно много в Карловых Варах, кинофестиваль не очень любят. Зато европейцы, и по большей части молодежь, специально приезжают на эти дни в курортный город. Только одних журналистов собралось больше 12 тысяч человек. И это неудивительно, программа фестиваля такая же пестрая, как публика в курортном городе, – на все вкусы.
ЕВРОПЕЙСКОЕ КИНО
В этом году в главном конкурсе фестиваля в Карловых Варах участвовали 14 картин. Так как это фестиваль класса «А», все фильмы должны быть сняты в течение последнего года и до этого момента не участвовать в престижных конкурсах. Из 14 картин всего две были не европейские, одна израильская и одна американская, да и то снятая совместно со Швецией. Остальные – чисто европейское кино.
Практически все работы, отобранные для участия в фестивале, захватывали переживаниями героев и поражали несколько карикатурным, трагикомическим подходом к действительности. Франция была представлена лентой «11.6». Фильм рассказывает об инкассаторе Тони, который в знак протеста против начальства и вообще социальной иерархии совершил «ограбление века» – украл 11,6 миллиона долларов. Фильм снят по реальной истории. Режиссер Филипп Годо отмечает, что его интересовала не детективная составляющая, а психологический портрет человека.
В центре исландской картины «ХL» – политик, которого алкоголь толкает на самые безумные поступки. Актер Мартейдна Торссон настолько ярко воплотил образ антиэстетического толстяка, что получил за свою работу «Хрустальный глобус» за лучшую мужскую роль. На церемонии вручения он отметил: «Как и большинство людей в Исландии, я рос среди алкоголиков, но, к счастью, ген пьянства у меня самого отсутствует».
Бывшие страны Советского Союза в главном конкурсе были представлены двумя лентами: российской – «Стыд» Юсупа Разыкова и молдавской – «На нижней границе неба» Игоря Кобылянского. Главные героини картины «Стыд» – женщины, потерявшие мужей во время аварии на подводной лодке. Они сначала отказываются верить в произошедшее, потом решают, что дальше жить незачем, а потом свыкаются со своим горем. Эмоциональный накал картины Разыкова оценили кинокритики, лента стала обладателем приза Международной ассоциации кинопрессы (ФИПРЕССИ). Молдавский фильм «На нижней границе неба» не получил наград фестиваля, но был хорошо принят критиками и зрителями. История наркоторговца из Молдовы, несмотря на драматическое повествование, насыщена иронией и тонким юмором.
Главный приз фестиваля получила экранизация романа Агаты Кристоф «Большая тетрадь». Фильм, который снял венгерский режиссер Янош Шаш, рассказывает о трудной жизни двух 13-летних близнецов, скрывающихся от ужасов второй мировой войны в деревне у своей бабушки. Интересно, что сам режиссер уверен, что у него получилось кино не о войне, а о любви.
В программе фестиваля были также специальные секции для документального кино, форум независимых, программа «К Востоку от Запада». Глобус за лучший документальный фильм получил российский режиссер Виталий Манский. Его фильм «Труба», с одной стороны, – путешествие по газопроводу Уренгой – Ужгород, а с другой – ответ на вопросы, как окружающая среда влияет на формирование человека и насколько отличаются люди, живущие в России, где начинается газовая труба, и в Европе, где она заканчивается.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ КИНО
Фестиваль в Карловых Варах – это не только конкурс, но и большая программа ретроспектив: архивное кино, фильмы, победившие на других фестивалях, альтернативное кино. В рамках таких спецпоказов зрители увидели картину казахстанского режиссера Эмира Байгазина «Уроки гармонии», которая была высоко оценена на Берлинале и получила Серебряного медведя за операторскую работу.
Свой фильм «Пена дней» привез в Карловы Вары и Мишель Гондри. Он прославился своими видеоклипами для Бьорк и фильмом «Вечное сияние чистого разума», за сценарий которого получил Оскар. «Пена дней» – экранизация одноименного романа Бориса Виана, который, по мнению литературоведов, входит в двадцатку лучших книг прошлого века. Сам роман построен на аллегориях. Главная тема любви переплетается с иронией в отношении фанатов литературных произведений. Кино Гондри, как и книга, рассчитано на определенного зрителя. На открытии фестиваля часть публики, в смокингах и вечерних платьях, покинула просмотр еще до середины фильма.
Несколько критиков самым большим событием фестиваля назвали показ восстановленной ленты Хичкока «Ринг». Фильм, снятый в 1927 году, отреставрировал и привез в Карловы Вары Британский киноинститут. Удивительно, конечно, что и в 2013 году Хичкока называют лучшим, но, с другой стороны, трудно не согласиться с тем, что сейчас мало кто снимает так, как Хичкок.
СТИЛЬ ПРОТИВ ГЛАМУРА
На фестивалях класса «А» принято, чтобы даже журналисты и операторы на церемониях открытия и закрытия были в вечерних платьях и смокингах. Погода в Карловых Варах в эти дни была против открытых вечерних нарядов – не выше 15 градусов тепла. Так что девушек-операторов в декольте было жалко.
Сами звезды кинематографа очень демократично подошли к дресс-коду, роскошных нарядов на красной дорожке практически не было. Да и сами церемонии открытия и закрытия были очень скромными, но вместе с этим поразили меня даже больше, чем роскошь и блеск бриллиантов. На сцене были люди в инвалидных колясках. На фоне кадров из кинофильмов они вытанцовывали на колясках пируэты, лентами рисовали восьмерки и даже устроили фейерверк. Так организаторы подчеркнули, что все кинотеатры, где проходили показы, были доступны для людей в колясках. Люди с ограниченными возможностями и их сопровождающие могли бесплатно получить билеты на кинопоказы, были организованы автобусы для доставки. На мой взгляд, это было лучшим доказательством тому, что в Карловых Варах кино действительно без границ.
Ольга КАПЛИНА