Одному из старейших аттракционов нашего города исполнилось 30 лет. Вот уже третий десяток подряд оно радует горожан своей величавостью и великолепными видами города, которые открываются с 70-ти метровой высоты.
Знаменитое шымкентское колесо обозрение «постарело» на глазах Талипбека Альжанова. Мужчина еще помнит то время, когда оно стояло в центральном парке. Большое и яркое колесо, словно на ладони, открывало прекрасные виды Шымкента с высоты птичьего полета. Сегодня, ровно, как и 30 лет назад, «чертово» колесо в отличном состоянии продолжает радовать шымкентцев и гостей города, правда уже в другом парке, в парке Абая. Сохранять колесо в исправном состоянии на протяжении 30 лет задача не из легких, признаете Талипбек. Вот уже более 10 лет мужчина работает администратором в парке Абая. Теперь следить за исправной работой колеса его прямая обязанность.
«Каждые 2-3 месяца мы делаем поверхностный ремонт. Проверяем состояние металла, смотрим мотор, меняем запчасти. Крышу на кабинках, меняем каждый год. Потому что она быстро изнашивается из-за погодных условий. Чтобы сделать поверхностный ремонт раз в квартал, нам из бюджета выделяют 60 тысяч тенге. Этих денег достаточно на замену мелких деталей и полное обследование аттракциона. Полный ремонт за 30 лет существования колеса ни разу не делали. Не требуется он, аттракцион сейчас в хорошем состоянии, как минимум, еще лет 10 прослужит,» — улыбается администратор парка Абая Талипбек Альжанов.
Шымкентское колесо обозрения состоит из 24 кабин, а это значит, что прокатиться на нем за раз могут 96 человек. Подняться на 70 метровую высоту можно за 3,5 минуты, ровно столько же надо, чтобы спуститься с нее. По словам администрации парка, 7 минут хоть и немного, но за это время можно вполне рассмотреть достопримечательности Шымкента.
В этом году изобретению американского инженера Джоржа Фэрриса исполнилось 120 лет. Несмотря на почтенный возраст, колесо обозрения не теряет популярности. Для одних это источник адреналина, для других — вдохновения.
Горожане: «Мы не боимся кататься. Где с такой высоты еще на город посмотришь»!?
— «Хоть колесо и старое, кататься на нем не страшно. Ведь в Советском союзе на совесть строили. Катаемся с удовольствием и я, и дети».
2 тонны стали и паровой двигатель таким было первое в мире колесо обозрения. Молодой инженер Джорж Фэррис спроектировал его к выставке 1893 года в Чикаго. Конструкция высотой 75 метров должна была стать своеобразным ответом французской Эйфелевой башне. А стала первым образцом самого популярного в мире аттракциона. Придуманный 120 лет назад принцип не изменен до сих пор.
Во многих странах у колеса обозрения есть второе официальное название. Колесо удовольствия в Америке, гигантская тыква у немцев, «чертово» колесо по-русски, а для романтиков всего мира, колесо, уже давно, стало символом безумной и страстной любви. Ведь наверху иногда легче признаться в том, о чем молчишь в низу.