В Шымкенте контроль за автобусами стал жестче

1369
В 2013 из запланированных 156 в город уже «заехали» 133 автобуса
Рабочий день Куатжана Жуматаева начинается с проверки маршрута
Рабочий день Куатжана Жуматаева начинается с проверки маршрута

С 1 сентября в Шымкенте усилен контроль за работой общественного транспорта в вечернее время. Многие школьники и студенты заканчивают учебный день довольно поздно, и не только им, но и тысячам преподавателей довольно проблематично добираться до дома затемно… С темы вечерних автобусов мы и начали беседу с Куатжаном Жуматаевым, руководителем сектора транспорта и коммуникаций отдела ЖКХ, ПТ и АД Шымкента.

«Вот как раз, заботясь о том, чтобы горожане каждый вечер спокойно возвращались домой, мы и устраиваем практически ежедневные рейды. К специалистам нашего сектора подключились работники районных акиматов, диспетчерской службы и в обязательном порядке – «Южавтотранс». Рейды будут проводиться по вторникам, четвергам и пятницам весь сентябрь. За это время, надеюсь, и перевозчики привыкнут к своей прямой обязанности – соблюдать график…»

В дни рейдов бригады проверяющих отправляются по трем направлениям – по автобусным маршрутам, обслуживающим Абайский, Енбекшинский и Аль-Фарабийский районы. Результаты каждой проверки передаются непосредственно городскому акиму. Понятно, что у каждого маршрута свое время работы, но до восьми вечера возить пассажиров обязаны все городские автобусы и маршрутки. Есть в Шымкенте и маршруты, работа которых заканчивается довольно поздно. В их числе №№ 35, 135, 67, 84, 120 и 74. Все зависит от пассажиропотока.

«Когда утверждается маршрут, – поясняет Куатжан Жуматаев, – обязательно изучается количество пассажиров, средняя дальность поездок, время, когда на остановках еще есть ожидающие. Поэтому все автобусы имеют разные графики. К примеру, почти до полуночи маршрут №120 полный, горожане предпочитают добираться до железнодорожного вокзала именно автобусом и, только когда совсем поздно, вызывают такси. 35-й и 74-й автобусы тоже часов до одиннадцати вечера востребованы, пассажиры уже привыкли и ждут на остановках. После восьми часов вечера начинают уходить с маршрутов те автобусы, которые возят пассажиров в дальние районы города. Но их уходы не бывают бесконтрольными: водитель обязательно отмечается в диспетчерском пункте и предупреждает о том, что доезжает до конечной и заканчивает свой рабочий день. Просто так уйти с маршрута никто не имеет права, только если случится поломка».

За движением городского транспорта в Шымкенте теперь следит не только ТОО «Центр диспетчерской службы». Рабочий день специалистов дорожного сектора ЖКХ начинается с транспортного контроля. Введена в эксплуатацию программа «Гаджет», позволяющая в реальном времени отслеживать весь общественный транспорт. Еще в 2011 году из городского бюджета было выделено 22 миллиона тенге на приобретение и установку GPS-навигаторов. Всего закупили 440 приборов, на сегодняшний день в автобусах и маршрутках установлено 400 навигаторов. И практически весь оборудованный навигаторами транспорт «движется» и «мигает» на экране монитора в кабинете руководителя сектора.

В 2013 из запланированных 156 в город уже «заехали» 133 автобуса
В 2013 из запланированных 156 в город уже «заехали» 133 автобуса

«Вот они, автобусы, все как на ладони, – объясняет работу программы Куатжан Азимбаевич. – Кликаешь на нужный тебе автопарк – высвечивается маршрут и все передвижения по нему. Вот смотрите: автобусы на линии, вот все остановки указаны… А этот автобус цвет поменял, значит, ушел с маршрута, видимо, неисправность. Что произошло, можно сию минуту узнать у диспетчера…»

Введение интерактивного контроля руководитель транспортного отдела считает огромным прорывом вперед. Больше нет нужды в кипах отчетных бумаг – программа автоматически выдает распечатку по каждому перевозчику: выполнен ли график выхода на маршрут, сколько автобусов или маршруток работало, время работы, выполнение плана по километражу. Аналогичные программы установлены и в самих автопарках, они позволяют владельцам компаний учитывать даже расход топлива, что при разработках маршрутных линий очень важно.

«Сама программа еще дорабатывается, у нее очень много неучтенных полезных возможностей, – говорит руководитель сектора транспорта и коммуникаций. – Одно могу сказать точно: уже к концу этого года каждый человек, имеющий мобильный телефон с выходом в интернет, сможет точно знать, когда на остановку подъедет нужный ему автобус. Это же очень удобно. Электронный адрес программы мы обязательно сообщим».

Единственный минус новшества – нерадивость самих водителей. Специалисты транспортного отдела, увы, не имеют права заставить шоферов подключать навигаторы в обязательном порядке. И этим пользуются как раз те компании, в адрес которых поступает больше всего нареканий от пассажиров.

Конечно, есть и нарушения, которые с помощью программы навигации не отследишь. Опять же, возвращаемся к рейдам, то есть к визуальной проверке общественного транспорта. «Когда стоимость проезда в автобусах повысилась с 35 до 50 тенге, с перевозчиками были подписаны дополнительные соглашения, – вспоминает Куатжан Азимбаевич, – был внесен пункт о штрафных санкциях за нарушение таких позиций, как обилечивание, несоблюдение трафаретов, санитарные условия. И хотя штраф не очень большой, всего 5 МРП, на сегодняшний день с начала года транспортники уже оштрафованы на 670 тысяч тенге. И это в основном во время рейдов. Да и сами пассажиры стали активнее, звонят, высказывают свои претензии. В последнее время водители становятся более ответственными, видимо, понимают, что многие нарушения уже не останутся безнаказанными!»

В дополнительном соглашении существует и условие о ежегодном 20% обновлении автобусного парка. В 2012 году в Шымкенте появились 88 новых автобусов, в 2013 из запланированных 156 в город уже «заехали» 133 автобуса. Из них 24 – больших, вместимостью до 90 человек, остальные средние – вместимостью до 45 пассажиров. «Пока наши перевозчики могут себе позволить приобретение только китайских автобусов, – объясняет руководитель транспортного сектора. – Стоимость только одного «Хагера» (это новенькие 35-е и 27-е) составляет около 68000 долларов. Российские автобусы намного дороже. Из новых в Шымкенте всего пять «Богданов» – белорусских автобусов, чуть больше «ГАЗелей». И каждый из них стоит порядка 55000 долларов – это очень дорого для маленькой вместимости…»

И все же, стоит ли мечтать нашим горожанам об отличной во всех отношениях работе городского общественного транспорта?

«Сделано уже немало, – говорит руководитель сектора. – И в этом направлении ведется большая работа. Конечно, очень хотелось бы добиться открытия муниципального автопарка, как в Алматы и Астане. Тогда будет серьезная конкуренция, и частники будут просто обязаны соответствовать стандартам. А пока мы призываем всех пассажиров быть активнее, не прощать перевозчикам их ошибок и нарушений!»

Елена БОЯРШИНОВА

Реклама