Сколько будет стоить проезд в автобусе в присоединенных районах
В отделе пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Шымкента сейчас ведутся переговоры с пассажироперевозчиками. Их цель – снижение тарифа до 50 тенге на перевозки пассажиров в присоединенных населенных пунктах. Правда, для того, чтобы новые тарифы заработали, необходимо решить массу бумажных вопросов.
ВЕЧЕРОМ НА ОБЩЕСТВЕННОМ…
Час пик. В битком набитой маршрутке люди размещаются, как могут. Становлюсь свидетельницей такого диалога:
– Остановите, пожалуйста, возле школы.
– Останавливаемся только на остановках.
– Ну, пожалуйста, я доплачу…
– А гаишникам штраф тоже оплатите? Остановки по требованию нет, – отрезает кондуктор.
Замначальника отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Шымкента Куат Жуматаев действия кондуктора в вышеописанной ситуации поддерживает: «Люди забывают, что существуют элементарные правила дорожного движения. А такого явления, как «остановка по требованию» вообще нигде нет. Несколько лет назад у нас это было, в результате таких вот «остановок» создавались аварийные ситуации. Я рад, что в этом нам удалось навести порядок и дисциплинировать водителей».
Вот только в вопросе соблюдения графиков вечернего движения дисциплинировать водителей всех маршрутов не получается. Если одни автобусы ходят до 20:00, а то и позже, других после 19:00 на маршруте не увидишь.
Чаще всего, считает замначальника, жалуются жители окраин города: «Они обращаются в наш отдел с жалобами, что в вечернее время доехать из города невозможно. В этом году к перевозчикам, которые не соблюдают регулярность движения, будут применяться самые жесткие меры. В прошлом году за несоблюдение регулярности движения перевозчики были оштрафованы на сумму более 1 млн. тенге. Это в два раза больше, чем в 2012 году. По двум маршрутам (№№76 и 126) вообще были расторгнуты договоры. У перевозчика не хватало транспортных средств, и в результате это сказалось на регулярности их движения. Было много жалоб от жителей улицы Ш. Калдаякова, которая на некоторое время осталась вообще без пассажирского транспорта. Мы приняли меры, и сегодня эту улицу обслуживают маршруты №№9 и 53».
НАВИГАТОРЫ БУДУТ РАБОТАТЬ
Своим лихачеством шымкентские водители давно уже завоевали славу «шумахеров». Как говорят в секторе пассажирского транспорта, отучить водителей «гнаться» за пассажирами поможет система GPS-навигации.
«В 2012 году был выделен 21 млн. тенге на установку GPS-навигаторов на городские маршруты. На эту сумму приобрели 440 автотреков и центральный сервер, который находится в «Казахтелекоме». Программа работала неплохо, но не давала того результата, который был нам нужен. Она не показывала регулярности движения. То есть, к примеру, один автобус должен делать ежедневно 10 рейсов, а он делает 8. Но мы этого не видим. Сейчас этим вопросом занимается центр диспетчерской службы. Новая программа уже разработана и как только будет установлена на всех маршрутах, любой пассажир со своего смартфона сможет следить за нужным ему маршрутом. Мы надеемся, что сайт будет бесплатным, но пока об этом говорить несколько преждевременно», – поясняет Куат Жуматаев.
По его словам, большая работа ведется и в плане обновления автопарка. Так, если в 2013 году было запланировано обновить 156 единиц транспорта, на конец декабря 2013 года было заменено 162 автобуса.
«Мы обновили 22 автобуса большой вместимости, это в основном маршруты №№ 26, 35, 74, остальные – малой вместимости, от 40 до 45 человек. Эта работа будет продолжена. Сейчас шымкентцев обслуживает 81 пассажирский маршрут. Ежедневно на линии выходит около 1200 единиц автобусов и микроавтобусов», – говорит Куат Жуматаев.
ЕДИНЫЙ ТАРИФ
На встрече с главой Шымкента жители присоединяемых территорий жаловались на некачественную работу пассажирского транспорта.
«У нас ходит 25-й маршрут. Только автобусы движутся с интервалом в два часа. А у нас школьники, студенты. Им приходится добираться до места учебы на такси. «ГАЗели» №125 ходят почаще, но в них невозможно втиснуться, они переполнены. Помогите нам!» – просили жители Жанаталапа акима Шымкента.
«В правилах перевозки пассажиров и багажа ни слова не говорится о том, что интервал движения должен составлять 5-10 минут или час-два, – говорит Куат Жуматаев. – Все зависит от пассажиропотока. Есть маршруты, на которых не имеет смысла ставить небольшие интервалы, потому что они идут полупустые. В этом случае одночасовой интервал движения оправдан. Там, где «ГАЗели» идут переполненными, мы будем заменять их автобусами. Кроме того, есть планы по продлению городских маршрутов, например 82-го, до Жанаталапа планируем продлить маршруты №№ 76 и 77. Но в часы пик, согласитесь, и в центре города не то что «ГАЗели» – автобусы идут переполненными. Но это совсем не значит, что мы должны увеличивать количество автобусов или маршрутов.
Одна из первоочередных проблем сотрудников отдела транспорта – привести стоимость проезда в присоединенные населенные пункты к единому знаменателю – городскому.
«Мы сейчас разговариваем с пассажироперевозчиками и объясняем, что раз уж они обслуживают городскую территорию, а вы знаете, что 20 января вступило в силу решение маслихата ЮКО об утверждении границ города и к областному центру присоединяются более 40 населенных пунктов, то это значит, что все они теперь в черте города и тариф на проезд должен быть единым. Пассажироперевозчики с нами соглашаются, но пока мы не можем твердо сказать: отныне стоимость проезда в присоединенные населенные пункты – 50 тенге. Сначала управление транспорта ЮКО должно передать городу эти маршруты. Потом мы будем заключать с компаниями договоры. И только после этого можно будет говорить о стоимости проезда», – поясняет Куат Жуматаев.
ПОДОРОЖАНИЯ НЕ БУДЕТ – И ТОЧКА
Качество обслуживания пассажиров иной раз оставляет желать лучшего. Только раз говорилось о внедрении новой униформы, и водители с довольным видом ее демонстрировали. Однако сегодня водителей в спецодежде очень мало. Кондукторов и того меньше. Зато водителей, курящих или разговаривающих по телефону во время движения, – предостаточно. На замечания пассажиров они не реагируют. Напротив, можно легко «схлопотать» порцию грубости от кондуктора. В этом случае, говорит Куат Жуматаев, можно позвонить по телефону ЦДС (центральная диспетчерская служба) 29-40-89 или в городской отдел транспорта – 43-30-27.
И последний вопрос, который в свете последних повышений тарифов на все коммунальные услуги волнует, наверное, каждого шымкентца.
«Повышения стоимости проезда в городе не ожидается. Во всяком случае, в этом году», – заверил Куат Жуматаев.
На фоне всеобщего подорожания коммуналки и прочих услуг и товаров это хорошая новость.
Саида ТУРСУМЕТОВА