В первом отделении концерта пианистка аккомпанировала солистам театра, второе было посвящено Моцарту. Со сцены театра впервые в Шымкенте звучал третий концерт великого австрийца для фортепиано с оркестром. Одно из самых волшебных, но сложных в исполнении произведений прославленного композитора.
Эта женщина вызывает волну теплых чувств у каждого, с кем она знакомится. Как-то сразу осознаешь, что перед тобой необыкновенно светлый человек. Так случилось, когда Айгуль Айгазиева перешагнула порог студии телеканала «Отырар-TV».
Хрупкая, с мальчишеской задорной стрижкой, но в то же время необыкновенно элегантная, с жестами настоящей пианистки – изысканно-плавными, Айгуль внесла в наш разговор музыку, хотя, по ее словам, музыкальная карьера начиналась весьма прозаично. Впрочем, как и для большинства девочек и мальчиков, которых родители отдают в музыкальную школу.
«Мне было шесть лет, когда родители, естественно, без объяснения причин и моего согласия повезли меня сдавать вступительные экзамены в республиканскую музыкальную спецшколу имени А. Жубанова. В то время было модно, чтобы в семье был хотя бы один музыкант. Выбор пал на меня – а что вы хотели, девочка. Как я поступила, ума не приложу, потому как особых музыкальных талантов за мной не наблюдалось. Вот рисовала очень хорошо для тех лет – это да, а чтобы петь, танцевать… Правда, зная своих родителей, я не особо сопротивлялась, да и не принято было идти против их воли: если папа с мамой сказали «надо», значит, надо. Вот так с шести лет началась моя жизнь с музыкой», – рассказывает Айгуль Айгазиева.
В музыкальную школу Айгуль поступила без всякой подготовки и всю жизнь благодарна родителям за их волевое решение. Сегодня музыка не только работа, а смысл всей жизни пианистки.
После школы талантливая девочка с первого раза покорила приемную комиссию консерватории. Годы учебы, затем ассисентура-стажировка. Только в 1988 году Айгуль вернулась в родной Чимкент. И почти двадцать лет музыкант отдала Чимкентскому педагогическому институту культуры (впоследствии ЮКГУ имени Ауезова). Сотни студентов по сей день в восторге от талантливого педагога.
В 2006 году Айгуль Айгазиева перевелась в Южно-Казахстанский музыкальный колледж, а еще через два года, не оставляя преподавательской деятельности, пришла работать концертмейстером в областной театр оперы и балета. «И музыкой озарилась сцена, – сказал о приходе Айгазиевой в театр его художественный руководитель Ерлан Жандарбай. – Это чистота! Это настолько чистый и свежий звук! В этом звуке она вся! Если вы не стояли на сцене, мне трудно будет объяснить, но попробую: несмотря на то, что Айгуль играет на рояле, сцена заполняется оркестровым звуком, сильным и глубоким. Не успеваешь начать петь, как ты уже сливаешься с этим оркестром, растворяешься в нем. Музыка не только вокруг, музыка внутри тебя. И это все Айгуль! Она умеет вот так ненавязчиво погрузить тебя в музыку, разрешить тебе качаться на волне… Мне вообще кажется, что когда Айгуль мне аккомпанирует, я как будто иду по ступенькам ввысь – это непередаваемое чувство!»
Айгуль Айгазиева сопровождает солистов театра во время различных конкурсов и фестивалей. И везде шымкентский концертмейстер на высоте. Ерлан вспоминает, как в первый же день приезда на международный оперный фестиваль в Польше Айгуль стала звездой «Музыкального сада Рюбецаля». «Я даже в какой-то момент испугался – столько прозвучало предложений! – говорит Ерлан. – И все две недели, что длился фестиваль, Айгуль аккомпанировала в двадцати с лишним концертах и оперных постановках. Наравне с европейскими мэтрами наша пианистка давала мастер-классы. У нас же тоже есть свои подводные камни: так вот, немцы, например, очень придирчивы, а к произведениям своих композиторов относятся более чем трепетно. Когда музицировала Айгуль, я видел их напряжение, и тем приятнее были овации стоя!».
«Музыкальный сад Рюбецаля» принес Айгуль не только признание ее профессионализма, но и победу в номинации «Лучший концертмейстер».
Но всего бы этого не было, если б не полная гармония таланта и ответственности.
«Ответственность у Айгуль в крови, – рассказывает Алексей Скибин, солист областного театра оперы и балета. – Если она сказала, что репетиция начнется в такое-то время, значит, ни минутой позже. Если она просит прийти, например, в три, значит, сама будет на месте минимум за полчаса до назначенного времени. Это качество, согласитесь, не свойственно ни шымкентцам, ни творческим личностям в целом. А еще Айгуль считает, что обязана помочь всем, она занимается со всеми, ненавязчиво подсказывает идеи, иногда разворачивает музыкальное произведение совершенно в другом направлении. И к удивлению вокалиста произведение начинает жить ярче, играет совсем иными оттенками, звучит живее! Айгуль не просто концертмейстер – она настоящий дирижер, но руководит так, что тебе кажется – ты все это придумал сам…»
…«Рояля звук прелестный…» – творческий вечер по итогам двадцати пяти лет работы стал определенным рубежом для Айгуль Айгазиевой, возможностью показать слушателям уровень казахстанской фортепианной школы, силу любви к музыке. Зал, набитый до отказа, то и дело взрывался аплодисментами, а во время выступлений замирал – казалось, было слышно даже просто прикосновение пальцев пианистки к клавишам рояля. И потом, через доли секунды в зал летела музыка, накрывая мощью, почти осязаемой радостью…
Для многих зрителей концерт стал настоящим откровением. Возможно ли не любить классику? Пожалуй, нет. Говорить о нелюбви можно, только если музыку не слышать.
Айгуль Айгазиева заставила шымкентцев ее услышать…
Елена БОЯРШИНОВА