20 апреля православные отметят Пасху

101
Благодатный огонь – один из главных и самых загадочных символов Пасхи
Благодатный огонь – один из главных и самых загадочных символов Пасхи
Благодатный огонь – один из главных и самых загадочных символов Пасхи

Однажды старик открыл своему маленькому внуку одну важную жизненную истину: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность».

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старик улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…»

Каким качествам мы оставляем больше пищи, действительно, решать нам. Но есть в жизни каждого из нас дни, когда дается возможность все изменить… И совсем не обязательно начинать новую жизнь с понедельника.

Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником, – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории христианства. В этот день каждый из нас получает надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит «переход», и отмечается в православной церкви как самый главный день в году. «Пасха считается праздником праздников, – говорит отец Александр, протоиерей Свято-Никольского кафедрального собора. – В Пасхе вся суть христианства. И это, действительно, такой духовный день, что проще простого выбрать, что кормить в своей душе – добро или зло. Этот день дается нам в помощь, ведь зло всегда хитрее…»

Благодатный огонь – один из главных и самых загадочных символов Пасхи. Схождение благодатного огня каждый год происходит в великую субботу, в канун православной Пасхи, приблизительно в три часа дня, в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Благодатный огонь сходит в виде всполохов и огневидной росы, причем в первые минуты этот огонь не обжигает, люди буквально им умываются. «Считается, что год, в который благодатный огонь не появится, будет последним в истории человечества, – поясняет священник, – поэтому, пока на пасху в Иерусалиме горит огонь, ждать конца света не стоит, все у нас будет хорошо…»

Первые упоминания о схождении благодатного огня относятся к давним временам. Паломник Бернард Монах в 867 году был очевидцем этого события, о чем и оставил в своем дневнике подробную запись. Позднее схождение благодатного огня на Пасху описывали многие видные деятели разных церковных конфессий и известные писатели, философы, ученые, совершавшие паломничество в Палестину.

Особо стоит отметить свидетельства Авраама Норова, который сам побывал в гробнице господней в момент схождения благодатного огня. Всю процедуру от первого и до последнего момента он подробно описал в своей книге «Путешествие по Земле Обетованной в 1835 году». Норов признался, что понять, как и откуда появляется Божественный Огонь, и ему, непосредственному очевидцу, было не по силам.

День схождения благодатного огня можно смело считать неофициальным межконфессиональным праздником, тем более что сам храм разделен между шестью христианскими конфессиями. В канун Пасхи в Иерусалиме присутствуют помимо Иерусалимской православной церкви представители Армянской, Коптской, Эфиопской, Греко-Православной и Сирийской церквей.

«И это еще не все, – продолжает отец Александр, – начиная с 12 века, на протяжении уже нескольких столетий ключи от храма хранятся в арабо-мусульманской семье Джуда, а право открывать и закрывать храм имеют только члены мусульманской семьи Нусейбе. Как тут не утверждать, что мы все – дети одного отца…»

Каждый год на схождение благодатного огня в Иерусалим приезжают сотни тысяч верующих со всего мира. Служба из храма Гроба Господня транслируется в прямом эфире в подавляющем большинстве стран, включая Египет и Ливан. После схождения Огня, его бережно доставляют к пасхальной службе во все христианские храмы мира, для того чтобы каждый верующий мог прикоснуться к великой тайне, которую никто не может разгадать, и встретить светлый день Пасхи Христовой.

«Даже в наш храм паломники привозят частичку благодатного огня, – говорит батюшка, – люди специально подгадывают рейсы самолетов и, не мешкая, везут огонь, причем ни в одном аэропорту, ни в какой стране ни разу не было задержек, каких-то таможенных препон, проволочек. В этом году мы тоже надеемся, что в воскресенье уже сможем зажечь все свечи и лампадки от благодатного огня. Святые огоньки разойдутся из главного храма епархии по всем церквям города и области, по всем домам православных…»

Но одно дело поставить дома лампадку со святым огоньком, другое – зажечь неугасимый огонь добра в своем сердце. А чтобы он не гас, не стоит поддаваться на провокации зла, как в одной из любимых притч священника Александра.

В Японии, в одном поселке недалеко от столицы жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой.

Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси.

Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его: «Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?» Старый самурай ответил: «Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?» «Своему прежнему хозяину», – ответил один из учеников. «То же самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес…»

Елена БОЯРШИНОВА

Реклама