Владимир Петрашов устроил нам импровизированную экскурсию по дорогам его родного микрорайона. Первая точка – улица Б. Садыкулы. На дороге лежит свеженький асфальт. Только ведет он себя как-то странно.
«Вот посмотрите – он просел. И таких ям на улице несколько, – говорит Владимир. – А всему виной газовики, которые после ремонта дорог стали прокладывать свои трубы. Закидали их абы как, без утрамбовки, а сверху проложили асфальт. И вот он, результат. Асфальт просто «плывет».
Пересечение улиц Байырбекулы и Алибекова и вовсе напоминает место былых сражений – то тут, то там дорогу пересекают бывшие траншеи, которые наспех забросали гравием.
«Здесь тоже укладывались трубы. По идее, газовики должны были заасфальтировать участки, где вскрывался асфальт, но они только гравием их засыпали», – продолжает наш экскурсовод.
Следующая «рана» – улица 40 лет Октября. Все тот же новый асфальт, все те же зияющие ямы – памятники модернизации.
А на улице Баян батыра можно поставить памятник долготерпению водителей и убитым колодкам авто. Здесь яме уже пять лет.
«Вы не поверите. В эту яму было высыпано не меньше 20 КамАЗов гравия. А толку никакого. Меня всегда удивляет, неужели наши дорожные и коммунальные службы не могут работать согласованно? Ну пусть сначала коммунальщики свои коммуникации поменяют, а потом дорожники укладывают асфальт! Нет же, проложили новый асфальт – значит, скоро будут прокладывать трубы. Это, к сожалению, давно уже стало главной приметой Шымкента», – возмущается Владимир Петрашов.
По словам мужчины, онтустикцы четыре года назад были вынуждены добираться до работы, учебы, дома (в зависимости от направления) пешком – автобусы доезжали только до первой остановки микрорайона и разворачивались: «Водители говорили: «Проедусь раз через микрорайон – и на неделю встану на ремонт». Наконец нам сделали дороги, мы так радовались, и на тебе – ремонт коммуникаций. Уже сейчас некоторые автобусы предпочитают не заезжать вглубь микрорайона, потому что дороги за два года стали возвращаться к своему доремонтному состоянию».
На дорогах микрорайона «Онтустик» (бывший поселок Чапаевка) новый асфальт появился всего два года назад, а кое-где ему не исполнилось и полугода. Люди тогда благодарили отдел жилищно-коммунального хозяйства города Шымкента. «Наконец наши просьбы услышаны, и у нас в микрорайоне появились нормальные дороги», – говорили жители. Но сегодня тот самый асфальт выглядит так, словно пережил и золотое время страны СССР, и распад Союза, и 20-летнюю историю независимого Казахстана. И, как выяснилось, виноваты в этом вовсе не работники ЖКХ.
ВСЕ НЕ ТАК, РЕБЯТА
В отделе городского транспорта и пассажирских дорог в курсе проблем жителей «Онтустика». Как рассказал руководитель отдела Аскар Шалабаев, в плохом состоянии асфальта виноваты подрядчики, которых нанимала компания «КазТрансГаз Аймак» для проведения модернизации газовых сетей. «Эта работа проводилась по поручению главы государства. У них, газовиков, есть свой график работ. Но что-то у них там затянулось. Мы ждали все лето, когда закончатся работы, но они все завершили только осенью. Подрядчик – компания «НС-Люкс» – должна была после прокладки труб тщательно утрамбовать грунт. Они этого не сделали должным образом. Мы проложили асфальт, и он просел. На остальных улицах этого микрорайона они должны были полностью восстановить дорожное покрытие. Этого, увы, не было сделано. Мы им выдали предписание, и теперь до первого мая они обязаны все исправить за свой счет, а на улице Б. Садыкулы проложить новый асфальт».
К слову, в отделе разработан график проведения ремонтных работ на улицах Шымкента. Аскар Шалабаев пообещал, что как только пройдут все процедуры согласований и утверждений, мы его опубликуем.
СВОЯ ПРАВДА
В компании «КазТрансГаз Аймак» не отрицают: просадки грунта и поплывший асфальт на улицах города после проведения модернизации сетей действительно имеют место.
«Да, мы взяли на себя обязательство до первого мая восстановить все дороги, – пояснил начальник отдела капитального строительства АО «КазТрансГаз Аймак» Василий Ким. – От своих подрядчиков мы требуем не ждать этой даты и уже сейчас заниматься восстановлением дорожного полотна. Конечно, нам хотелось, чтобы после модернизации дороги оставались идеальными, но такова особенность грунта. Вы знаете, он обязательно дает просадку, особенно если туда попадает вода. Но другого способа прокладки труб сейчас, увы, нет. Мы ждем, когда к нам придет горячий асфальт. И как только он поступит – приступим к ремонту дорог. На тех участках, которые мы ремонтировали три-четыре года назад, у нас таких проблем уже нет. Дороги мы полностью восстановили».
Саида ТУРСУМЕТОВА