В последние годы вопросам аутизма уделяется особое внимание. Связано это с тем, что, по данным ряда исследований, количество аутичных детей с каждым годом растет. Однако неясно, связано ли это с какими-то внешними факторами или же просто происходит расширение границ понятия «аутичности».
Термин «аутизм» был введен в 1912 году Э. Блейлером для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности. В современной психологии и психиатрии термин «аутизм» — это расстройство развития, при котором ребенок испытывает трудности в установлении эмоционального контакта с внешним миром.
У многих детей с аутизмом проявляются следующие признаки: они не смотрят в глаза, не используют мимику и жесты, не откликаются на имя, могут всячески сопротивляться, когда их обнимают или целуют, пугаются некоторых звуков, ходят на носочках, трясут ручками и все время повторяют слова и фразы, о себе говорят во втором и третьем лице.
В настоящее время наряду с трудностями раннего диагностирования этой болезни существуют проблемы, связанные с организацией эффективной системы помощи таким детям. Без специализированного обучения большинство из них обречены на тяжелую психическую инвалидность. Тогда как при своевременной коррекции многие дети получают возможность учиться по школьной программе. «У этих ребят есть шанс на полноценную жизнь, это не болезнь, а состояние души, – говорит специалист общественного объединения «Жігер» Оксана Пустоварова о детях с диагнозом аутизм. – Особые дети могут родиться абсолютно у любого, и они совершенно не виноваты в том, что они особые. Сейчас при поддержке Общественного фонда «Бота» мы создали в городе Шымкенте пилотный Центр познания и развития «Мир, в котором светит солнце», где для детей с диагнозом «аутизм» и их родителей специалистами и волонтерами проводится комплексная работа для адаптации их обществе».
Автор: Ишметова Камила.