О предстоящем отопительном сезоне в Шымкенте заговорили еще в начале апреля, когда закончился предыдущий. И хотя прошлый отопительный сезон прошел относительно спокойно, нарекания к тепловикам все же были. В это же время началась массовая пиар-кампания нового товарищества с ограниченной ответственностью, которое снова обещало взвалить на свои плечи заботы о качественном тепле. Народ обещаниям в очередной раз не поверил, тем более что прозвон предлагаемых телефонов жилищно-эксплуатационных участков в большинстве своем результатов не дал. К опрессовке подошли по старинке – знакомый мастер и энная сумма… А дальше? А дальше будь что будет.
…В соседнем доме жил слесарь-забулдыга Валерка, мужчина без возраста, но с определенным местом жительства и золотыми руками, растущими откуда надо. Поэтому насчет опрессовки у жителей окрестных многоэтажек голова не болела вовсе. Брал Валерка за свои услуги символическую плату в сумме девять тысяч тенге с четырех подъездов. Что уж он делал в подвалах, никто и не знал. Но когда начинался отопительный сезон – отопление было. Правда, за свою работу Валерка нес ответственность все отопительные месяцы: если где прорвало, стояк не греет, лежак засифонил – Валерка тут как тут. В любом состоянии. А пару лет назад Валерка исчез. То ли переехал, то ли сгинул…
Такими валерками-мастерами еще несколько лет назад могли похвастаться многие городские домкомы. Но с каждым годом на-самом-деле-умельцев становится все меньше. Опрессовка делается все дороже, но мало какой домком с жителями вообще знают методы ее проведения.
АО «3-Энергоорталык (или, как мы привыкли, – ТЭЦ-3) несколько лет назад от обслуживания горожан открестилось – мол, не платят. Мы работаем, а они не платят. А чего платить, если в некоторых подвалах многоэтажек опрессовка и обслуживание выливались в покраску элеваторного узла черной краской (сама видела!). А две с лишним тысячи с квартиры вынь да положь.
Не успели оглянуться, как уже не апрель, а октябрь. И понятно, что заветное слово «опрессовка» стало самым ходовым в Шымкенте. И читатели уже потянулись со звонками: «Расскажите, кто и как делает опрессовку, сколько это стоит и на что рассчитывать».
Начнем с вопросов КАК? и КТО? По сути дела, опрессовка – комплекс работ: проведение гидростатических испытаний (то есть самой опрессовки), промывка и ремонт труб и батарей отопления, ремонтно-профилактические и подготовительные работы, которые необходимо проводить перед наступлением и после отопительного сезона.
Если принимать во внимание процесс подготовки многоэтажного дома к отопительному сезону, описание которого предоставляют в ТЭЦ, то получается, что эту опрессовку в действительности не делал никто и никогда. Для того чтобы разобраться в схемах и алгоритмах, необходимы, как минимум, пара высших технических образований и еще одно авиастроительное, точно. Где вы слесаря такого видели?
Чтобы получить опрессовку, хотя бы чуть-чуть приближенную к настоящей, необходимо найти мастеров с оборудованием. Они должны прибыть на место работы с манометром, который установят на вводе в дом, и с опрессовщиком для поднятия давления. Так как вся отопительная система заполнена воздухом, его необходимо полностью удалить. Для этого из самой нижней точки труб через спускной кран система полностью заполняется водой из водопровода. Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3-5 раз, при этом должно достигаться полное осветление воды. Если опрессовка систем отопления производится в многоэтажном доме, где рабочее давление доходит до 8 атмосфер, то обычного давления водопровода в 5-7 атмосфер будет мало. В таких случаях опрессовка в обязательном порядке производится с давлением водопровода на 20-30 % больше обычного рабочего давления. Опрессовщик (компрессор) и поднимает давление в системе до необходимого показателя.
Проверка опрессовки системы происходит в течение двух-трех часов, то есть давление должно продержаться в системе это время без изменений.
Установленный на вводе здания манометр покажет падение давления, если у труб и у всей системы есть какие-то некачественные соединения. В этом случае неизбежно происходит утечка воды. Места протечек отмечаются, и далее отключается опрессовщик (компрессор) и сливается вода. Производится устранение мест утечек воды и дополнительная проверка всех стыков труб и соединений системы, и снова подается вода до полного заполнения системы, снова включается опрессовщик (компрессор) и производится повторная опрессовка. После испытаний и окончательного наполнения отопительной конструкции водой производятся пусконаладочные работы при помощи кранов Маевского и регулировка воздухоотводчиков.
После процедуры опрессовки дома в обязательном порядке составляется акт, фиксирующий время проведения данных работ, примененное при этом давление, который подписывается подрядчиком и заказчиком. Данный документ является доказательством произведенных работ и подтверждением того, что конструкция отопления произведена качественно и прочно.
И как только вы проведете опрессовку, приглашайте «в гости» представителей райакиматов, их обязали следить за подготовкой жителей к зиме…
Поехали дальше – «ПОЧЕМ ВОПРОС?»
Беглый обзвон по частным объявлениям дал потрясающий разбег: от 10 до 50 тысяч за среднестатистическую многоэтажку. Ремонт порывов, замена комплектующих – отдельно. Мастера обещают прийти заранее, обследовать подвал, выявить все, что нужно заменить или подремонтировать, и после этого будет обговорена окончательная стоимость подготовки дома к приему тепла. Торг уместен.
Если делить по квартирам без учета квадратных метров, то опрессовка выходит от 160 до 850 тенге с ответственного квартиросъемщика. С ремонтом-заменой чуть дороже. В отделах по работе с населением стоимость опрессовки «от ЖЭУ» озвучить затруднились.
У ТОО «Жилкомхоз Шымкент», которое в Шымкенте как раз и занимается опрессовкой и обслуживанием тепловых сетей через 12 этих самых ЖЭУ, свои расценки. Четыре тенге 65 тиынов за один квадратный метр готова брать организация за то, чтобы с отоплением в многоэтажке было «чики-чики». То есть с моей, например, четырехкомнатной это будет 335 тенге в месяц. За счастье быть в тепле за год я заплачу 4000 тенге.
«Я понимаю, что люди будут возмущаться, предвижу и непонимание, и долю недоверия, но хочу сказать только об одном: дома, которые мы готовили и впоследствии обслуживали во время прошлого отопительного сезона, никаких проблем не испытывали», – рассказывал еще в апреле директор ТОО «Жилкомхоз Шымкент» Айбек Кожабеков.
Правда, уважаемый господин Кожабеков, смета ваша намного дороже получается самых дорогих мастеров, даже тех, кто приходит обслуживать дом с манометром и компрессором.
Елена БОЯРШИНОВА