Победе 70, а нашей молодежи – от 16 до 30 лет. В большинстве своем они уже даже не внуки, а правнуки участников Великой Отечественной войны. Как они будут отмечать Победу и вообще – имеет ли она для них хоть какое-нибудь значение?
Задаться таким вопросом пришлось в связи с разрекламированным в СМИ скандальным студенческим боди-артом ко Дню Победы, который прошел в столице Удмуртии – городе Ижевске. Студенты местного государственного технического университета расписали свои тела картинами, тема которых – 9 Мая. На телах – георгиевская ленточка, пикирующие самолеты, «горящий» Вечный огонь. Комментируя скандал, педагоги, члены жюри конкурса боди-арта согласились, что некоторые работы студентов были «некорректными». В оправдание сказали, что на самом деле тема конкурса была не праздник 9 Мая, а «Рода войск, виды вооружений». Мол, представленное – инициатива, креатив самих студентов.
А вы что думаете по этому поводу? Только корректно, не перегибая в эмоциональных оценках.
Давайте попробуем понять их, юных-молодых. Может быть, так теперь принято в их среде? А возможно, подобное – тортики с советскими танками, георгиевские ленточки на теле, мобильные телефоны с картинками поверженного Рейхстага, – это какая-то современная, быть может, неуклюжая форма демонстрации своих чувств, своего отношения к Победе?
У скорби нет единицы измерения, но и одинаковым это чувство, связанное с той войной, не может быть для людей разных поколений. Для наших отцов-дедов – это лично пережитое. Для нас, их детей, воспитанных в советском патриотическом духе, история Великой Отечественной войны – это тоже из разряда сакрального, святого, это частица истории семьи, рода. Для нынешних молодых та война – уже далекая история, о которой они знают в лучшем случае по книгам или советским кинофильмам. Насколько успешно они освоили или осваивают уроки истории Великой Отечественной войны, это – зависело и по-прежнему зависит только от нас с вами.
Молодежь, молодежь… С одной стороны, у них есть право на самостоятельное, индивидуальное восприятие, осмысление, самовыражение. А с другой стороны – вот именно к этой Победе лучше не прикасаться… сторонним, чужим. Тем, кто не чувствует себя ее настоящим, достойным наследником. Пусть, если хотят, самовыражаются в чем-нибудь другом! А для начала – хотя бы попытаются завоевать свою какую-нибудь значимую Победу.
Среди участников той войны были люди разных поколений – и опытные солдаты, и необстрелянные новобранцы, ополченцы, ровесники нынешних юнцов. В одном строю, в одном окопе они как могли защищали свою страну от сильнейшего врага. И все они хотели дожить до часа Победы, вернуться домой, обнять родных. Скольким этого не удалось сделать, факт известный – больше 27 миллионам человек. «… И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…» Это ощущение одной из героинь повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»
С Победой в Великой Отечественной войне надо обходиться бережно. И без того сегодня появилось много искажений, фальсификаций фактов, некоторым просто неймется умалить ее значение, присвоить пальму первенства в завоевании Победы союзникам, присоединившимся к сражениям, когда исход войны был предопределен. Победа в Великой Отечественной войне, то, как она завоевывалась на фронтах сражений и здесь, в глубоком тылу, – это то, что может быть интересным и молодым. Здесь не нужно мифотворчество, подлинных героев предостаточно, в том числе и казахстанцев, хотя это неправильно – «препарировать» ее на национальные составляющие.
Об истории войны снято много качественных фильмов. Не помешают новые, снятые по-современному, у них найдется свой зритель. Примером тому фильм о Касыме Кайсенове, легендарном казахском разведчике.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА