В этом году наша страна будет широко отмечать 550-летие Казахского ханства

576

Финальные торжества планировалось провести в Таразе. Там, согласно классической теории, находился центр государства. Однако мнения историков по этому поводу разделились. Некоторые из них настаивают на том, что зарождение Казахского ханства произошло в Алматинской области, а значит, празднование юбилея целесообразно проводить в южной столице.

550-летие Казахского ханства

ИСТОРИЯ С ИСТОРИЕЙ

С предметом «История Казахстана» я впервые познакомилась при поступлении в вуз. В школе мы изучали историю древнего мира, новейшую, СССР, а тут – экзаменационные вопросы, от ответов на которые зависит – поступлю я в институт или нет. Поступила. Правда, сейчас уже не помню общего количества правильных ответов. Следующее мое знакомство с историей нашего молодого независимого государства у меня случилось в ходе лекций по истории, которые замечательно читала преподаватель Джанпаизова (к своему стыду, я не помню ее имени ). Ее лекции запомнились тем, как бережно она обращалась с материалом – без перегибов, без обвинений в аннексии, с огромным уважением говорила она о 70 годах пребывания Казахстана в составе СССР. Невероятно, но нормальных учебников по истории Казахстана тогда еще не было. Только представьте, студенты третьего курса, сдающие госэкзамен по истории Казахстана, помимо лекций, зубрили тоненькие книжки по истории страны для пяти-шестиклассников (!).

С похожей проблемой в свое время столкнулся и Серик Джунусбаев, ныне кандидат исторических наук, доцент кафедры «История Казахстана» ЮКГУ имени М. Ауезова, директор научного центра истории и этнологии.

«Приходилось перелопачивать горы литературы, какие-то сведения черпать из средств массовой информации, вступать в споры со своими коллегами, ведь, как известно, в споре рождается истина, – сказал Серик Мутанович. – И сейчас еще есть некоторые авторы, которые считают свою точку зрения истиной в последней инстанции. Однако у нас существует специальный исторический сайт, на котором выкладываются все труды по истории нашего государства и ведется серьезное обсуждение каждого тезиса. Более того, возможно, что в этом году будет завершен глобальный труд казахстанских историков по отечественной истории, который и станет основой единой национальной концепции».

3000 – ЭТО НЕ 550

Имена Жанибека и Керея – двух ханов – прочно связаны в моей памяти с лекциями Джанпаизовой по истории образования Казахского ханства.
Но ведь интерес представляет не только казахское ханство. «Сейчас в ходе форумов, совещаний некоторые выступающие путаются и говорят о 550-летии казахской государственности, – говорит Серик Мутанович. – На сегодня мы, историки, утверждаем, что казахская государственность существует практически 3000 лет. Многими источниками (и древнегреческими, и персидскими, и китайскими, и тюркскими) дается описание около 30 племенных объединений государственных образований, которые существовали на территории современного Казахстана, до откочевки Жанибека и Керея. Эти государства объединяли все племена и роды в одном едином монолите культуры. Был у них и общий язык. Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народов Центральной Азии, составили многочисленные племена саков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков, найманов, аргынов и др., обитавших в разное время на территории Казахстана.

Формирование же казахской народности завершилось до прихода монголов на территорию Казахстана. Нашествие Чингиз хана внесло дополнительный этнический компонент – монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана – жалаиры, коныраты, мангыты, бырласы и другие. В тот период еще не было четкой единой государственной границы. Казахское ханство явилось естественным закономерным образованием, завершающим процесс объединения всех племен и народов, проживавших на территории Казахстана. В XV–XVI веках все страны Европы узнали о казахах как о самостоятельном народе с собственным независимым образованием. Это был большой кропотливый труд ханов-правителей и всего народа».

ОСНОВАТЕЛИ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА

В начале XV века Ак Орда прекратила свое существование как независимое государство. Вместо нее было создано ханство Абулхаира, являвшегося выходцем из династии шайбанидов.

«Внутреннее и внешнее положение ханства Абулхаира не было стабильным, – продолжает Серик Мутанович, – внутри своего ханства ему приходилось вести беспрерывную и жесткую борьбу за удержание верховной власти с многочисленными потомками-чингизидами. Беспрерывные войны и распри ослабили ханство Абулхаира. Из-за междоусобиц нарушились порядок и традиционные маршруты кочевок.

Силой, устанавливая в стране строгий порядок, хан пытался укрепить свои позиции. Однажды ему даже удалось заманить потенциальных претендентов на власть, около тридцати султанов, в ловушку. Под предлогом ханской охоты, все чингизиды были перебиты, но в тот день двум султанам удалось избежать смерти. Вы понимаете о ком идет речь? Как писал Хайдар Дулати, Абулхаир до конца своих дней не мог простить себе, что упустил этих двух мятежных султанов.

Дальнейшее падения авторитета Абулхаира, сыграло на руку Жанибеку и Керею. Историческая откочевка, явилась по сути естественным началом раскола государства».

После того, как произошло провозглашение Казахского ханства, граница территории была очень незначительной. Она проходила по территории реки Чирчик, точно говоря, в 90 км южнее города Ташкента и тянулась практически напрямую до реки Талас, оттуда до Балхаша, от Балхаша к реке Ишим, далее к реке Тобол и от Тобола к реке Сырдарье.

Смерть хана Абулхаира в конце 1468 года привела к обострению политического кризиса в государстве. Источники называют преемником его сына Шейх-Хайдара, но в конце 1469 – начале 1470 годов сторонники Шейх-Хайдара были разгромлены, сам хан убит, а его владения разделены на три части. Борьба за дешти-кыпчак правителей казачьей вольницы Керея и Жанибека с потомками Абулхаира началась в 1469 году. В результате этой борьбы западное Семиречье, Центральный Казахстан, среднее течение Сырдарьи оказались в руках Керея и Жанибека. Это образование получило название Казахского ханства.

Следующая историческая личность – хан Шыгай, сделавший немало для укрепления границ Казахского ханства. Прямой предок Жангира и Тауке хана, правитель Казахского ханства Шыгай хан, получив титул в 80 лет, провел решительную борьбу с ташкентским ханом, которая завершилась победой казахов. Именно при Шыгай хане о Казахском ханстве услышала практически вся Европа. Началось это от самого Касыма (сына Жанибека), но при Шыгай хане этот процесс завершился. Поэтому можно сказать, что Шыгай хан внес значительную лепту в историю становления, историю развития Казахского ханства, казахской государственности».

ОТНОШЕНИЕ К ДРЕВНОСТИ

Если же говорить о городах нашей области, то одними из самых значительных, являвшихся торгово-ремесленными центрами того периода, были города Отырар и Туркестан.

«За города эти шла ожесточенная борьба. В число городов Южного Казахстана входили также Сыгнак и неприступный Сауран. Если же говорить о территории, которая ближе к самому Шымкенту, то здесь мы должны отметить в первую очередь Сайрам (бывший Испиджаб). Раскопки городища этого города не прекращаются и по сей день.

Сейчас там ведется масштабная застройка. К сожалению, наши южноказахстанские археологи, проводя там свои исследования, впоследствии не могут сделать ничего, чтобы археологические памятники сохранить как культурное наследие. Единственное, что им удалось, – законсервировать небольшую часть находок, как это делается в европейских государствах. Конечно, здесь важно финансирование.

Я считаю, застраивать территории с памятниками древности с исторической и научной точек зрения – это преступление. Мы должны сохранить все это для потомков, для будущего. И как знать, может, мы выясним, что Шымкент на самом деле намного старше, что ему не 2200 лет, как сейчас утверждается. Но все зависит от артефактов, которые будут обнаружены.

И самая главная проблема – это утеря исторических памятников, которая, к сожалению, происходит и по сей день», – подытожил мой собеседник.

САИДА ТУРСУМЕТОВА

Реклама