Приходит, скажем, пациент к своему терапевту. С жалобами на плохое самочувствие. Терапевт карточку полистал, диагнозы припомнил, направления на анализы выписал. «Давайте-ка, – говорит, – батенька, ляжем в больницу – у вас обострение одного (нескольких) хронических заболеваний. Вот анализы будут готовы, мы вас на портал и поставим…» Больной обследование прошел, терапевт его на портал в очередь на стационар поставил. Талончик больному выдал. А тут вскоре и очередь подоспела. Собрался пациент, у врача карту специальную взял и в назначенный день отправился в приемный покой. И лег. В больницу. В нужное ему отделение. Прямо сказка.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Эту поговорку можно смело перефразировать: «скоро сказка сказывается, да не легко дело делается»… Почему спросите? Потому что на деле очередь портальная порой затягивается до того момента, после которого ждать уже опасно для жизни. И узкопрофильных анализов, помимо тех, что сданы в поликлинике, придется сдать немерено. А без них в плановой госпитализации могут отказать – в больницу вас принимают на лечение, а не на обследование.
Как сделать так, чтобы портал «Бюро госпитализации» был в помощь, а не во вред? «Знать свои права и обязанности терапевта, – ответила на вопросы Алма Мадияровна Кольбекова, заведующая отделением центральной городской поликлиники №1. – Пациент сам выбирает, в какой больнице будет лечиться. – А жалуются на то, что раньше они периодически лежали в больнице, получали общеукрепляющее лечение, соблюдали режим и начинали чувствовать себя лучше, а вот теперь участковый отказывает в госпитализации! Говорит: не положено. Действительно, не положено. Таким «больным» показано санаторно-курортное лечение, и путевку можно получить через собес. Понимаешь, что человек одинок, слаб здоровьем по возрасту, ему не хватает общения и внимания. Но больница – не благотворительное или социальное учреждение. Такой категории пациентов наших поликлиник, а их немало, восстановить силы больше помогут близкие, одиноким бабушкам и дедушкам – социальные работники…»
СПРАВКА
На сайте www.bg.eisz.kz казахстанцы могут узнать информацию о наличии свободных мест в стационарах страны, проверить свою очередь на госпитализацию, если есть код направления. Стоит иметь в виду, что в листе ожидания не отмечаются фамилии, а указывается лишь код госпитализации, который есть в вашем направлении. Все это сделано для соблюдения врачебной тайны.
Определить же необходимость стационарного лечения может только лечащий врач. И опять же, не единолично. Необходимость лечь именно в больницу, минуя дневной стационар или лечение на дому, терапевт обязан обсудить с заведующим отделением поликлиники. И вот если после мини-консилиума вам сказали «да», вступает в силу ваше право выбора больницы. «Бывает такое, что пациент желает лечиться исключительно в клинике республиканского значения, – поясняет Алма Мадияровна, – а время работает против него. Понятно, что в столичные стационары старается попасть большинство больных, поэтому и ожидание места может растянуться на месяцы. А надо сейчас. В этом случае терапевт или узкопрофильный доктор могут порекомендовать пациенту стационар. Специалист поликлиники, отвечающий за работу портала «Бюро госпитализации» регистрирует данные пациента на портале, а уже сама клиника предоставляет дату госпитализации».
Дальше – дело здравомыслия пациента. В принципе, шымкентцы могут пролечиться в стационарах Павлодара, а астанинцы – у нас. Вы вправе настаивать и на поездке в клинику республиканского уровня, если считаете, что только там можете получить соответствующую помощь и уход. Но учтите, что оплачивать дорогу в область или столицу будете за свой счет (исключение составляет высокоспециализированная помощь, которая предоставляется в особо сложных случаях и распределяется, как и прежде, по квоте управления здравоохранения.
Ожидание очереди в шымкентские больницы, как правило, составляет не больше недели. И вот за это время пациенту придется «подсуетиться». Если возможность передвигаться есть, то лучше сходить в больницу и взять перечень анализов, которые необходимо будет предоставить в отделении. Для разных заболеваний и исследования разные. Кому-то понадобятся только общие анализы, кровь на RW, ВИЧ-инфекцию и заключения нескольких узкопрофильных специалистов вроде кардиолога или невролога. Более развернутые анализы крови и мочи будут нужны, если вы готовитесь к плановой операции. Если в больницу собирается лечь ребенок, а родитель будет сопровождающим лицом, последнему необходимо предоставить результаты нескольких исследований по требованию больницы. Как правило, это анализ крови на гепатиты, ВИЧ и сифилис, мазки из носа и зева на отсутствие дифтерии, кал на кишечную группу, соскоб и кал на яйца глистов, общий анализ крови и мочи.
К слову, родитель или законный представитель ребенка до трех лет имеет право находиться в стационаре с малышом бесплатно – даже питание оплачивает государство. Если диагноз ребенка есть в специальном перечне заболеваний, то один из родителей может находиться с ним в больнице неотлучно, даже если малыш старше трех лет.
А мы вернемся к госпитализации взрослых. Но уже к экстренной. Самый частый вопрос: «Почему мою соседку на «скорой» отвезли в областную больницу, а когда мы вызвали «скорую», меня отправили в «фосфорную»? Как я не уговаривала врачей, они отказались везти меня в облбольницу…»
На этот вопрос ответила Гульназ Сайдуллаевна Бактыбаева, и.о. заместителя главного врача городской станции скорой медицинской помощи: «В Шымкенте существует график приема экстренных больных стационарами города, утвержденный управлением здравоохранения ЮКО. Все дни недели расписаны – у каждой больницы свой день приема. Если отвезли в областную клиническую больницу, значит, в этот день по графику именно эта клиника была дежурной. Есть и некоторые тонкости. Например, больному нужен сосудистый хирург – такой специалист есть только в ОКБ, а аллергологи работают только в клинике МКТУ. Так что этих пациентов наши бригады не повезут ни в какую другую больницу. С роженицами очень строго, согласно приказам облздрава родовспоможение осуществляется только по регионализации, то есть в родильном доме, за которым закреплена данная роженица. Скорая помощь – это не такси, и возить по больницам, учитывая пожелания, клиента никто не будет. Только по графику».
Елена БОЯРШИНОВА