С 1 августа 2015 года водителей, которые нарушают правила перевозки детей, начнут привлекать к административной ответственности. Об этом и других новшествах, касающихся автолюбителей, нам рассказал заместитель начальника административной полиции ДВД ЮКО полковник полиции Алмас Тастанов.
ПЕРЕВОЗКА ДЕТЕЙ
– Многие автовладельцы интересуются, есть ли еще у них время на приобретение специальных удерживающих устройств или детских автокресел. Когда начнут штрафовать за перевозку ребенка без спецсредств?
– Эта норма вступила в силу 1 января 2015 года. Но из-за большого резонанса был введен мораторий. Потому что был сильный ажиотаж и люди просто не успевали приобрести автокресла и бустеры. Но сейчас ажиотаж спал, рынок изобилует предложением, поэтому уже с первого августа автоинспекторы будут привлекать к административной ответственности тех, кто нарушает правила перевозки детей.
– Сколько в этом случае составляет штраф?
– 5 МРП, или 9910 тенге.
– С какого возраста можно провозить ребенка не в автокресле, а пристегнутым при помощи бустера?
– Существует масса модификаций детских автокресел. Но, например, ребенка семи лет не обязательно провозить на заднем сидении в автокресле. Достаточно зафиксировать его при помощи бустера.
СТРАХОВКА И НЕ ТОЛЬКО
Готовясь к встрече с Алмасом Тастановым, обежала знакомых, коллег и собрала основные вопросы, которые они хотели бы задать господину полковнику. Из массы вопросов оставила те, которые интересовали почти всех, и адресовала своему собеседнику.
– Я недавно оформила страховой полис. И так как теперь отменили доверенность, то мне нужно вписать туда брата. Что мне делать? Срочно переоформлять страховку?
– Да, конечно. Если вы доверяете управление своей машиной иному лицу, вы обязаны вписать его в страховой полис. Если же вы уже его оформили, можете обратиться в компанию, где вы это делали, и попросить его переоформить. Ничего страшного в этом нет, потому что ваши данные по первому страховому случаю всегда вносятся в единый реестр. Как правило, страхование оформляется на год. Поэтому в случае переоформления для вписывания в страховку того, кому вы доверяете управление своим автомобилем, страховку продлевать не будут. Просто в страховку вы впишете того, кому доверяете. Ничего за переоформление платить не надо.
– Немало было информации о том, что водитель совсем не обязан предоставлять автоинспектору помимо остальных документов и страховку. В связи с отменой доверенности, если человек едет на машине, которая оформлена на него, нужно ли предъявлять страховку автоинспектору?
– Страховка – один из основных документов, который должен иметь при себе водитель, особенно в связи с отменой доверенности. Законом предусмотрена обязанность водителя предъявлять страховой полис автоинспектору.
Мне захотелось посмотреть, а что об этом говорит закон. И вот что интересно. Согласно пункту 2.1.1 Закона РК «О дорожном движении», водитель обязан «иметь при себе и по требованию уполномоченных на то должностных лиц органов внутренних дел (полиции) передавать им для проверки: 1) водительское удостоверение (удостоверение, выданное взамен водительского удостоверения, и документ, удостоверяющий личность водителя) на право управления транспортным средством; 2) талон к водительскому удостоверению; 3) регистрационные документы на транспортное средство; 4) документ о прохождении государственного технического осмотра; 5) в установленных законодательством случаях страховой полис по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств и/или страховой полис по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами».
Стала я искать, что ж это за случаи такие, и добралась до официального ответа Комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан на аналогичный вопрос. Итак, «…Под ссылкой в пункте 2.1.1 ПДД «в установленных законодательством случаях» понимаются требования статьи 7 Закона РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» и пункта 2.7.3 ПДД.
В соответствии с требованиями статьи 7 указанного закона (Недопустимость эксплуатации транспортного средства без договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств) эксплуатация транспортного средства в случае отсутствия у его владельца договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств не допускается. Лицо, управляющее транспортным средством, обязано иметь при себе страховой полис по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств и предъявлять его для проверки сотрудникам дорожной полиции и должностным лицам органов транспортного контроля, уполномоченным на то в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 этой же статьи подразделения дорожной полиции органов внутренних дел и органы транспортного контроля при проверке документов обязаны требовать предъявления страхового полиса обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств от лица, управляющего транспортным средством.
Согласно требованиям пункта 2.7.3 ПДД водителю запрещается эксплуатировать транспортное средство, владелец которого в установленных законодательством случаях не заключил договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств и/или договор обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами.
Таким образом, водители при управлении транспортных средств должны предъявлять по требованию сотрудников дорожной полиции страховой полис обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств».
Немало вопросов у автовладельцев возникает относительно правомерности проверок документов – в каких случаях сотрудники дорожной полиции могут проверять документы. Если верить официальному ответу, опубликованному на сайте МВД РК, то «Согласно требованиям приказа МВД №789 проверка наличия документов у водителей должна осуществляться ТОЛЬКО на стационарных контрольных постах дорожной полиции, и если сотрудник дорожной полиции остановил транспортное средство для проверки документов в другом месте – это можно расценивать как нарушение требований ведомственных приказов».
ТЕХОСМОТР, 50 % И «ЖАЛОБНЫЙ» ТЕЛЕФОН
– Имеет ли право автоинспектор требовать талон о прохождении техосмотра, если машина 2011-го или 2012 годов выпуска?
– Нет, согласно постановлению правительства, от прохождения техосмотра освобождены автомобили, возраст которых не превышает семи лет.
– Можно ли оплатить штраф с 50-процентной скидкой?
– Эта норма введена с первого января 2015 года. И возможность оплатить штраф со скидкой у водителя есть в течение семи дней после вынесения решения о привлечении его к административной ответственности. Но эта норма неприменима к материалам судебных решений и по которым предусмотрены другие санкции.
– Какие?
– Например, предупреждение или штраф. В таком случае если оштрафовывают водителя, то на всю сумму. По многим статьям о дорожной безопасности идут только штрафы, а их можно уплатить в размере 50% от полной суммы.
– Существуют ли ресурсы, на которых автовладелец может посмотреть, зафиксировано его правонарушение или нет?
– Есть сайт правительства egov.kz, где вы можете ввести свой ИИН и посмотреть, имеются ли у вас те или иные штрафы. Есть еще сайт Генеральной прокуратуры РК service.pravstat.kz, где также можно проверить, имеются ли у вас правонарушения. Все данные о правонарушениях поступают в базу данных КПСУ. Хочу подчеркнуть, сто, оплатив штраф, автовладелец обязан уведомить об этом уполномоченный орган.
– Представим ситуацию, очень характерную для наших дорог. Регулируемый перекресток, на котором установлена система видео- и фотонаблюдения. За перекрестком метрах в 20-30 стоят дорожные полицейские, которые тормозят каждого второго автовладельца, говорят: «Вы нарушили ПДД» и грозят выписать штраф. Не получится ли так, что потом тебе придет квитанция об оплате штрафа за правонарушение, которое уже зафиксировано теми же фото- и видеофиксаторами? Фактически двойная оплата?
– Обычно на интеллектуальных перекрестках (снабженных системами фото- и видеонаблюдения – авт.) патрули не стоят. Это возможно только в крайних случаях и при проведении рейдовых мероприятий. В базе КПСУ есть карта аварийности, по которой мы определяем наиболее опасные участки в городе. Туда мы и ставим инспекторов. В основном они работают по водителям, которые не пропускают пешеходов, потому что у нас очень много наездов на пешеходов. А видеофиксаторы регистрируют только проезд на красный свет и пересечение стоп-линии.
– И последний вопрос: какова допустимая скорость на международной трассе «Западная Европа – Западный Китай»?
– Сейчас у нас допустимая скорость 100 км/час.
– Как быть, если тебя на этой скорости останавливает дорожный полицейский и говорит, что ты превысил?
– Они не будут останавливать, если вы едете в пределах допустимой скорости.
– Куда может пожаловаться водитель, который не согласен с действиями автоинспектора?
– В ДВД есть телефон доверия – 21-21-87.
Понятно, что у нас осталась еще масса вопросов. Более того, мы направляли в ДВД официальный запрос по всем интеллектуальным перекресткам города – по электронке и передавал лично в руки руководителю отдела по развитию языков ДВД ЮКО Салтанат Каракозовой, но пока не получил ответа. Видимо, его еще готовят. А потому вдогонку к тому запросу мы хотим добавить еще один вопрос: почему в районе облГАИ знак «Стоянка запрещена» существует лишь номинально – вся дорога вдоль и поперек заставлена автомашинами? Надеемся на скорый ответ.
Саида ТУРСУМЕТОВА