Южно-Казахстанская область отстает от сроков сдачи дороги «Западная Европа — Западный Китай» в Тюлькубасском районе. Именно поэтому строители вынуждены работать в усиленном режиме. На участке протяженностью 40,5 км работают сразу несколько строительных компаний. Одни заняты возведением мостов, другие фирмы прокладывают дорожное полотно.
Ассистент резидента-инженера Калдыбай Топжасаров знает все нюансы строительства международной магистрали. За качество дороги «Западная Европа — Западный Китай» мастер ручается. Каждый этап работы тщательно проверяют несколько контролеров. Большая часть магистрали уже закончена, осталось завершить порядка шести километров трассы. Объект, который по графику должны были сдать уже в сентябре, теперь планируют закончить к концу года.
Калдыбай Топжасаров, ассистент резидента-инженера: «Работы идут полным ходом, есть затруднения, несколько объектов еще не выкуплено. Это немного тормозит работу. Как только подходим к еще невыкупленному проблемному участку, технику приходится демонтировать. В ближайшие дни деньги уже перечислят землевладельцам, и мы сможем продолжить работы и на этих участках».
Строительство международной магистрали стало камнем преткновения между подрядными организациями и жителями населенных пунктов. Многодетная мать Айкан Курманкулова отказывается покидать родной дом. Жительница Тюлькубасского района уверяет, что ее дом и участок оценили неправильно. Денег на строительство нового жилья не хватит, уверена женщина.
Айкан Курманкулова, многодетная мать: «Участок в 50 соток и два дома оценили чуть больше 10 миллионов тенге. Оценка моего имущества была в 2011 году, за это время цены уже выросли. Акимат мне дает участок земли, но он пустой, куда я пойду с шестью детьми? Мы практически остались на улице».
Таких проблемных участков на отрезке в 40,5 км восемь — пять в Сайрамском и три в Тюлькубасском районах. Стоимость объектов оценивала комиссия. Деньги на счет землевладельцев уже поступили, уверили в районном акимате.
Марат Жанесенов, заместитель акима Тюлькубасского района: «Некоторые землевладельцы обжаловали решение в суде. В ситуации с многодетной матерью было три суда. Верховным было принято решение оставить все без изменения».
После того как судебные прения закончатся, подрядчики смогут продолжить строительство международной магистрали на проблемных участках. К слову, ремонтные работы на дороге «Западная Европа — Западный Китай» ведут сразу две крупные компании: турецкая и китайская. Специально на эти цели было выделено порядка 14 млрд. тенге, 10 из них уже освоено. Средства пошли на укладку дорожного полотна, возведение двух мостов, трех путепроводов для транспортной развязки разных уровней и пяти скотопрогонов.