Азат Перуашев: в РК масса проектов, где присутствуют госпредприятия, практически вытесняя частников. Такое заявление член Президиума, председатель Совета по противодействию коррупции и теневой экономике НПП сделал в ходе заседания дискуссионного клуба «Атамекен».
«Проектов, где присутствуют госпредприятия, практически вытесняя частников и создавая государственную монополию, у нас масса. Надо, по-хорошему, все эти ИФК (АО «Инвестиционный фонд Казахстана»), БРК (Банк развития Казахстана) отправить в конкурентное поле. Их надо приватизировать, разгосударствить. «Байтерек» тоже, по-меньшей мере, надо приватизировать. Когда мы пустим это все в конкурентное поле и они перестанут получать подпитку из бюджета, тогда они научатся копейку считать», — предложил он.
«Почему у нас госпредприятия влазят в конкурентную среду и подменяют собой частный бизнес? Когда частные предприятия «загибаются» и не могут добиться аналогичных мер, они заявляют, что их стекольный проект профинансировали под 2 %. Я знаю массу предприятий, которые обращаются в БРК и им дают под 11-12 % в долларах и говорят, что в тенге кредитов нет», — добавил Перуашев.
Тема дискуссионного клуба касалась конкретного проекта, который напрямую касается проблемы, поднятой Азатом Перуашевым. Речь идет о строительстве стекольного завода в Кызылорде. Проект курирует АО «Инвестиционный фонд Казахстана» — дочка холдинга «Байтерек». В общественное объединение «Бизнес против коррупции» обратилась группа отечественных производителей продукции из стекла с письмом, в котором они приводят аргументы о нецелесообразности проекта в том виде, в котором он реализуется.
«От проекта, о котором «Байтерек» помпезно заявлял, последовательно отказывались все заявленные китайские, иранские, турецкие и др. партнеры. Всего было проведено 30 переговоров с 13 партнерами на государственные деньги, пока не остановились на компании Stewart Engineers Inc., с которой они создали Orda Glass с долей участия: Инвестиционный Фонд Казахстана (ИФК) — 79,71 %, «Stewart Engineers Inc.» США — 20,29 %). Стоимость проекта: 42,07 млрд. тенге, структура финансирования: 80% заемные средства БРК и 20 % собственные средства, т.е. проект на 96 % реализуется за государственный счет!!!
Справедливости ради скажу, что нам также было предложено участие в проекте, однако после изучения всех параметров у нас возникло множество вопросов», — заявил один из производителей продукции из стекла, гендиректор ТОО «КазСтройСтекло» Муратхан Токмади.
1. Почему у проекта предусмотрена технология твердого напыления на стекло, не востребованного рынком?
2. Почему ЕРС контракт заключен с компанией «Stewart Engineers Inc.», не имеющей технологии «мягкого напыления» на стекло и опыта строительства заводов “под ключ”. Для справки: компания за ПОСЛЕДНИЕ 6 лет ввела в эксплуатацию только одну печь и то в 2011 году — 5 лет назад.
3. В результате всей схемы государственное финасирование составляет 96 %, а так называемый “соинвестор” , вкладывая всего 4 % от стоимости проекта, получает контракт на сумму более 42 млрд тенге!
4. Как объснить тот факт, что на сайте Stewart Engineers Inc на вопрос о стоимости аналогичного проекта звучит ответ: 120 млн долларов США, что ровно 2 раза дешевле казахстанского проекта?»
Он отметил, что на заседании присутствуют практически все потенциальные потребители предприятия — 100 % спроса! По заявлению представителей «Байтерека», 70 % продукции пойдет на внутренний рынок.
«Мы ответственно заявляем, что нам это стекло не нужно по следующим причинам. Завод планирует выпускать обычное стекло с твердым покрытием. По обычному стеклу рынок перенасыщен – сейчас заводы встают и в России, и в Кыргызстане. (…) Потенциал есть только у более энергоэффективного стекла с мягким покрытием, которое этот завод делать не может, так как Stewart Engineers Inc. не владеет технологией этого процесса», — констатировал предприниматель.
При этом он отметил, что в Казахстане, в России, Европе используется только стекло с мягким покрытием и привел пример «Абу-Даби Плаза», Talan Towers, железнодорожный вокзал, Ледовый дворец, а также объекты ЭКСПО.
М. Токмади также сообщил, что в 2013 году предлагал похожий проект, предусматривающий участие казахстанских переработчиков, стоимость которого составляла 180 миллионов евро.
«НУХ «Байтерек» сделал все возможное, чтобы отклонить его. Уже тогда было странным, что госкомпания, не имеющая отношения к стекольному бизнесу и рынку, решила развивать проект, альтернативно разработанный участниками рынка», – сказал он.
Производитель указал, что конечная стоимость проекта, который курирует «Байтерек», составила 200 миллионов долларов. «Позволю напомнить, что в 2013 году ТЭО переработчиков стоимостью 180 миллионов евро — тогда 200 миллионов долларов — было отклонено из-за дороговизны», — сказал он.
«Мы ни в коем случае не против строительства стекольного завода. Единственный вопрос – нам, отечественным производителям, нужен востребованный рынком ассортимент продукции», — подчеркнул председатель совета директоров ТОО «Фирма «Дана».
Автор: Жансая Рысбаева.