Если к вам пришли с проверкой…

1350

проверкаПредприниматели, особенно начинающие, зачастую впадают в растерянность, когда к ним в офис, на предприятие приходят проверяющие. Круг интересов контролеров достаточно обширен – от проверки наличия патента и сертификата продаваемого товара до санитарной книжки, контрольно-кассового аппарата, написания вывесок на государственном языке и так далее. На это у них есть право, равно, как есть право и у предпринимателя защищать свои коммерческие интересы.

За разъяснениями редакция обратилась к начальнику отдела специальных учетов управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК по ЮКО Александру Чайковскому.

«Малый и средний бизнес — под защитой государства. И это не пустые слова. Права предпринимателей защищены Законами РК. В нашем Управление разработана Памятка предпринимателю. Рекомендуем всем предпринимателям всегда держать ее под рукой и даже сделать ее своей «настольной книгой».

ПАМЯТКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ

Вопросы осуществления проверок за деятельностью субъектов частного предпринимательства регулируются Законом РК от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».

Данный Закон определяет общие правовые основы государственного контроля и надзора в Республике Казахстан и направлен на установление единых принципов осуществления контрольной и надзорной деятельности, а также на защиту прав и законных интересов государственных органов, физических и юридических лиц, в отношении которых осуществляется государственный контроль и надзор.

Настоящим Законом устанавливается порядок проведения проверок, осуществляемых органами контроля и надзора, права и обязанности органов контроля и надзора и проверяемых субъектов при проведении контроля и надзора, меры по защите их прав и законных интересов.

Порядок регистрации проверок в органах правовой статистики и специальных учетов установлен приказом Генерального Прокурора РК от 29 мая 2015 года за №67 «Об утверждении Правил регистрации актов о назначении проверок, уведомлений о приостановлении, возобновлении, продлении сроков проверок, об изменении состава участников и представлении информационных учетных документов о проверках и их результатах».

Действие Закона в части порядка проведения проверок не распространяется на отношения, связанные с:

1) высшим надзором, осуществляемым прокуратурой; 2) контролем и надзором в ходе досудебного производства по уголовному делу; 3) правосудием; 4) оперативно-розыскной деятельностью; 5) контролем за соблюдением требований законодательства Казахстана о государственных секретах. 6) а также перечнем отношений, предусмотренных пунктом 3 статьи 12 Закона.

Контроль и надзор за частным предпринимательством осуществляется в соответствии с законодательством РК в сферах деятельности, указанных в приложении к данному Закону.

Проверка – одна из форм контроля и надзора, которую проводят органы контроля и надзора, путем совершения одного из следующих действий: 1) посещения проверяемого субъекта (объекта) должностным лицом государственного органа; 2) запроса необходимой информации, касающейся предмета проверки, за исключением истребования необходимой информации при проведении иных форм контроля и надзора; 3) вызова проверяемого субъекта с целью получения информации о соблюдении им требований, установленных законодательством РК в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.

В соответствии с нормами Закона РК проверки делятся на следующие виды:

1) проверки, проводимые по особому порядку на основе степени риска; 2) выборочные; 3) внеплановые.

Контроль и надзор проводятся с учетом распределения проверяемых субъектов (объектов) по четырем группам.

К первой группе относятся проверяемые субъекты (объекты), в отношении которых применяются особый порядок проведения проверок на основе оценки степени риска, внеплановые проверки и иные формы контроля и надзора. Особый порядок проведения проверок применяется при осуществлении контроля и надзора в отношении субъектов (объектов), отнесенных к высокой степени риска в следующих сферах контроля и надзора:

1) в области радиационной безопасности населения; 2) в области атомной энергии; 3) в области пожарной безопасности; 4) за соблюдением установленных правил обращения и функционирования взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных материалов и веществ; 5) в области оборота ядов, вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий с их применением; 6) в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 7) в области промышленной безопасности.

Для проверки соблюдения требований, установленных законодательством РК в соответствии со статьей 5 настоящего Закона в области санэпиднадзора, периодичность проведения проверок на объекты высокой эпидемической значимости не должна быть чаще: 1) одного раза в полгода – при высокой степени риска; 2) одного раза в год – при средней степени риска.

Распределение объектов, подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору, по степеням риска осуществляется с учетом положений, предусмотренных Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Для сфер деятельности, указанных в подпунктах 1), 2), 3), 4) и 6) части второй настоящего пункта, периодичность проведения проверок определяется критериями оценки степени риска.

Критерии оценки степени риска, применяемые для особого порядка проведения проверок, утверждаются совместным актом регулирующих государственных органов и уполномоченного органа по предпринимательству и публикуются на официальных интернет-ресурсах государственных органов.

Ко второй группе относятся проверяемые субъекты (объекты), в отношении которых проводятся выборочные, внеплановые проверки и иные формы контроля и надзора. Для проведения выборочной проверки органы контроля и надзора проводят анализ: 1) отчетности, представляемой субъектами частного предпринимательства; 2) результатов внеплановых проверок и иных форм контроля и надзора; 3) иной информации.

Регулирующие госорганы разрабатывают и совместно с уполномоченным органом по предпринимательству утверждают акты, касающиеся критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов (объектов) при проведении выборочной проверки, которые публикуются на официальных интернет-ресурсах госорганов, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

Методика формирования государственными органами (за исключением Национального Банка РК) системы оценки рисков утверждается уполномоченным органом по предпринимательству.

К третьей группе относятся проверяемые субъекты (объекты), в отношении которых проводятся внеплановые проверки по основаниям, предусмотренным пунктом 7 статьи 16 настоящего Закона, и иные формы контроля и надзора.

К четвертой группе относятся проверяемые субъекты (объекты), в отношении которых проводятся только иные формы контроля и надзора без проведения проверок.

Законом четко установлен перечень оснований для проведения внеплановых проверок и в случае отсутствия таковых орган правовой статистики откажет в регистрации. Не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки анонимные обращения. Немаловажным фактором, препятствующим проведению незаконной проверки, является правовая грамотность самого предпринимателя. Он должен знать свои права и обязанности, а также полномочия проверяющего.

Проверка проводится на основании акта о назначении проверки, который должен содержать сведения, предусмотренные Законом, в частности, номер и дату, наименование госоргана, ФИО (при его наличии) и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки, сведения о специалистах, консультантах и экспертах, привлекаемых для проведения проверки, наименование проверяемого субъекта или фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица, в отношении которого назначено проведение проверки, его место нахождения, идентификационный номер, участок территории, предмет назначенной проверки, срок ее проведения и проверяемый период, правовые основания проведения проверки, а также права и обязанности проверяемого субъекта. При этом обязательно наличие подписи лица, уполномоченного подписывать акты, и печать госоргана. Наличие регистрации акта о назначении проверки в органах правовой статистики не является доказательством законности такой проверки. Законом предусмотрена обязанность госоргана известить в письменном виде субъекта частного предпринимательства о начале проведения проверок, на основе оценки степени риска, выборочной проверки не менее чем за тридцать календарных дней до начала самой проверки с указанием сроков и предмета проведения проверки.

Проверяющие должностные лица, прибывшие для проверки на объект, обязаны предъявить помимо акта о назначении проверки, служебное удостоверение и при плановой проверке проверочный лист, включающий в себя исчерпывающий перечень требований к деятельности субъектов частного предпринимательства, предусмотренных законодательством, форма которого утверждается государственным органом и публикуется на официальных сайтах.

Началом проведения проверки считается момент вручения проверяемому субъекту акта о назначении проверки. Однако, отказ от получения акта не является основанием для отмены проверки. Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в акте. Срок проведения проверки не должен превышать тридцать рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговой проверки, а также проверок, проводимых в области санитарно-эпидемиологического контроля, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка, для которых с учетом отраслевой особенности установлены отдельные сроки проведения.

При необходимости срок проведения проверки может быть продлен только один раз руководителем государственного органа на срок не более тридцати рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговой проверки, предусмотренных налоговым законодательством РК. Проверка может быть приостановлена один раз на срок не более одного месяца.

По результатам проверки должностным лицом госоргана, осуществляющим проверку, составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю юридического лица или физическому лицу либо их представителям для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий. В случае соблюдения всех предусмотренных законодательством норм должностные лица госорганов при проведении государственного контроля и надзора имеют право беспрепятственного доступа на территорию и в помещения проверяемого объекта, получения документов, сведений на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки. Вместе с тем, проверяющим запрещается предъявлять требования и обращаться с просьбами, не относящимися к предмету проверки. Они не вправе разглашать и (или) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую коммерческую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан, а также проводить мероприятия, носящие затратный характер, в целях государственного контроля за счет проверяемых субъектов.

Проверяющие обязаны соблюдать права и законные интересы предпринимателя, не препятствовать в период проведения проверки установленному режиму работы проверяемого объекта и возможности присутствия самого частного предпринимателя, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки и обеспечить сохранность полученных документов и сведений, полученных в результате проведения проверки.

Частный предприниматель вправе не допускать к проверке лиц в случаях несоблюдения проверяющими порядка проведения проверки, установленного Законом.

Также, он имеет право не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки или не относятся к периоду, указанному в акте.

Законом предусмотрено право предпринимателя фиксировать процесс проверки, а также отдельные действия должностного лица, проводимые им в рамках проверки, с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица, а также привлекать третьих лиц к участию в проверке в целях представления своих интересов и прав. При этом, предприниматель обязан сделать отметку о получении на втором экземпляре акта о назначении проверки, не допускать внесения изменений и дополнений в проверяемые документы в период осуществления проверки и обеспечить безопасность лиц, прибывших для проведения проверки на объект, от вредных и опасных производственных факторов воздействия в соответствии с установленными для данного объекта нормативами.

Проверка, проведенная госорганом с грубым нарушением установленных ЗРК требований к организации и проведению проверки, признается недействительной, а акт по результатам данной проверки не может являться доказательством нарушения субъектами частного предпринимательства требований законодательства, что является основанием для его отмены вышестоящим государственным органом или судом.

Предприниматель имеет право на обжалование акта о назначении проверки и акта о результатах проверки, а также действий должностных лиц госорганов в порядке, установленном законодательством РК.

Кроме того, в соответствии с ЗРК «О частном предпринимательстве» госорганы несут ответственность за распространение информации о субъекте частного предпринимательства, а вред, нанесенный субъекту частного предпринимательства в результате распространения информации без его согласия, подлежит возмещению.

Подлежат возмещению все убытки, понесенные предпринимателем, и иной вред, причиненный ему вследствие неправомерного воспрепятствования его предпринимательской деятельности.

На сайте Комитета pravstat.prokuror.kz есть немало другой полезной информации».

Реклама