В Шымкенте презентовали результаты анализа законодательства о свободе совести и религии в Казахстане. За круглым столом собравшиеся выясняли, чем отличается сегодня национальное законодательство в области свободы совести и религии от международных стандартов и чем оборачивается существования различий. В обсуждении принял участие и известный правозащитник Евгений Жовтис.
Один из ведущих юристов и правозащитников страны четко разъяснил, чем отличается национальное законодательство в области свободы совести и религии от международных стандартов. По результатам анализа, сделанного правозащитниками, отличия эти отнюдь не в лучшую сторону и к тому же не достигают главных задач — эффективному противодействию религиозному экстремизму и терроризму.
Надо делать ограничения разумными — бороться с этими угрозами нужно адекватными средствами. К тому же недочеты отечественного законодательства о свободе совести и религии уже обернулись тем, что граждане обращаются в международные инстанции с жалобами на Казахстан и даже выигрывают дела.
Евгений Жовтис, правозащитник: «В начале этого года появилось первое решение Комитета ООН по правам человека по делу казахстанского гражданина против РК, которое этот гражданин выиграл — по незаконному миссионерству. Сейчас около 20 жалоб по теме «право на свободу совести и религии» находится в комитете, и я могу, как эксперт в этой области, предполагать, что все они или большинство будут удовлетворены не в пользу Казахстана, то надо просто смотреть, что дальше с этим делать».
Вопросы, поднятые на круглом столе, вызвали живой отклик у собравшихся.
Михаил Тен, пастырь евангельской христианской церкви Сун Бок Ым: «Очень значимое мероприятие, мы очень рады, что власти и закон реагируют на нас, государство хочет знать, чем мы живем, государству важно знать что мы делаем».
Отметим, что, проведя анализ законодательства и мониторинг его применения, правозащитники стремятся добиться внесения изменений, направленных на улучшение закона о религиозных объединениях. И здесь, по мнению Евгения Жовтиса, хоть и нельзя ждать очень быстрых изменений, однако перспективы все-таки обнадеживающие.
Данил Шемратов.