В новом году грядут изменения в Законе РК «О дорожном движении», в правилах дорожного движения и в КоАПП. Мы решили взглянуть на те инициативы, которые уже частично одобрены нашими мажилисменами. Частично, потому как что-то уже одобрила нижняя палата, что-то верхняя, но пока президент не подписал, все эти изменения лишь в статусе инициатив и находятся.
Итак, первое. С нового года пассажирам авто можно будет выходить из машины без разрешения полиции. Изменение в ЗРК «О дорожном движении» было одобрено в первом чтении в мажилисе.
Второе. Казахстанские страховые компании, возможно, наделят правом выставлять иски дорожным службам в случае ДТП.
Третье. Ожидается повышение некоторых штрафов. В статье 46 КоАП РК планируется внести изменение, позволяющее лишать прав лиц с ограниченными возможностями за езду в нетрезвом виде. По действующим нормам, людей с ограниченными возможностями можно лишь штрафовать, но не лишать водительского удостоверения.
Четвертое. Изменения ждут и 598-ю статью КоАП. За то, что водитель не пропустит машину оперативных и специальных служб со включенными световыми и звуковыми сигналами, предлагается взыскивать не 7 МРП, а 10. Это же нарушение в отношении транспорта со спецобозначениями на кузове может повлечь штраф в размере 30 МРП (сейчас – 10 МРП). При этом за повторное нарушение в течение года предлагается повысить штраф с 15 МРП до 50 МРП.
Пятое. Наказание по статье 613 КоАП также может быть увеличено. За отказ от медицинского освидетельствования на алкоголь или наркотики мажилисмены предлагают лишать прав на 3 года. Сегодня за такой отказ лишают на 2 года.
Шестое. Наметили мажилисмены и снижение по штрафам в двух случаях: по статье 597 КоАП за нарушение правил остановки и стоянки. Здесь штраф предлагается снизить с 10 МРП до 3 МРП, а за стоянку на месте для инвалидов – с 50 до 5 МРП.
Седьмое. Разработчики поправок решили расширить список «красивых» госномеров, реализуемых по повышенным ценам (статья 66 Закона «О дорожном движении»). Теперь официально продавать предлагается номера с красивыми буквенными сочетаниями типа ООО или ZZZ, а также так называемые зеркальные цифровые комбинации типа 717 или 838. Зеркальный номер ориентировочно может стоить 150 тысяч тенге, а если еще и с «красивыми» буквами, то около 300 тысяч. Решено узаконить предписания, оформляемые по показаниям с камер фото- и видеофиксации. Теперь в КоАП предлагается прописать норму, согласно которой штрафы по предписаниям с камер станут оформляться в течение трех суток со дня фиксации правонарушения и установления собственника, о чем должны будут уведомить автовладельца.
Восьмое. Ждет изменения и Закон «О дорожном движении». Так, статья 23, позволяющая сотрудникам МВД отказать в предоставлении государственной услуги, к примеру, по регистрации автомобиля, лицу, имеющему своевременно неисполненное постановление по делу об административном правонарушении в сфере обеспечения безопасности дорожного движения до его исполнения, дополнится словами «или предписание». Статья 67 и вовсе запретит постановку или снятие авто с учета в случае неисполненного постановления и предписания о штрафе, тогда как сегодня предписания с камер не являются причиной для отказа в госуслугах.
Девятое. В проекте поправок также можно увидеть статью 51 Закона «О дорожном движении» в прежней редакции, запрещающую нанесение трехмерной аэрографии на кузов автомобиля. Норма эта вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Во-первых, конкретно нигде не прописывалось, что же это такое, «трехмерная аэрография», во-вторых, если бы рисунок был двухмерным, непонятно, в каких количествах (пропорциях) рисунки нельзя наносить на кузов, да и в целом повышенная аварийная опасность разукрашенных кузовов вызывала большие сомнения. Полиция, негативно относившаяся к такому виду самовыражения, ссылалась на международный опыт, но никаких данных в свое оправдание не приводила. Измученные комментариями по данному вопросу, стражи порядка наконец пообещали запретить аэрографию вообще и слово свое, как видно, сдержали – в поправках в закон оговаривается запрет на нанесение любых аэрографических, а не только трехмерных рисунков. Правда, что такое аэрография, в законе опять-таки не уточняется.
Десятое. Ассоциация финансистов Казахстана предлагает увеличить стоимость страховки для водителей, не раз побывавших в ДТП. Также Ассоциация финансистов считает несправедливым то, что в разных регионах стоимость страхового полиса различна.
Одиннадцатое. Обсуждается возможность заполнения европротокола без многочасового ожидания полицейских при мелких ДТП. Европротокол – это возможность оформления всех бумаг, связанных с дорожно-транспортным происшествием, без участия инспекторов дорожной полиции. Водители сами документально засвидетельствуют факт происшествия. Такой подход позволяет быстро освободить дорогу для проезда автотранспорта и сэкономить массу времени. С оформленными документами потерпевшая сторона может претендовать на выплату от страховщика.
Двенадцатое. Много поправок в ЗРК «О дорожном движении» предполагается внести по велосипедистам. В частности, узаконить велосипеды с электродвигателями. Рассказывать обо всех нововведениях здесь не хватит места, так что предлагаем дождаться принятия и публикации документа в печати. До лета еще далеко, но главное – помнить: велосипедисты, про вас не забыли и водителей заставят с вами считаться.
А МВД Казахстана изучает вопрос введения в ПДД РК разрешения поворота направо при запрещенном свете светофора прямо.
Следующая информация будет интересна владельцам старых автомобилей. Правительство РК планирует ввести утилизационный сбор на ввоз автомобилей на территорию страны. За ввезенную в РК иномарку в возрасте от одного до трех лет казахстанцу придется отдать 50 МРП, то есть 99 тысяч тенге. А если автомобиль будет старше трех лет, то утилизационный налог составит 500 МРП, или 991 тысячу тенге. На сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано 4 млн. 400 тысяч автомобилей, из них половина – старше 18 лет.
А напоследок норма уже утвержденная. Министр здравоохранения и социального развития РК своим приказом № 853 от 4 ноября 2015 года утвердил…
…Перечень медицинских противопоказаний, при которых запрещается управлять транспортными средствами