Кто-то «сидит» на игле, есть алкоголики, еще больше курящих. Но даже совершенно здоровые люди – все! – жестко «подсажены» на курс доллара. Это такая беда, от которой мы все дружно стонем. Откуда он вообще взялся, этот доллар, и как мы дошли до жизни такой?
НА ПУТИ К…
Современный человек существует уже несколько десятков тысяч лет, но до тех пор, пока он не освоил земледелие, а потом и животноводство, никакой торговли в его жизни не было: собирали что могли, убивали кого получалось, то и ели, в то и одевались. Затем люди стали немного специализироваться, и появились рынки меновой торговли: земледелец приносил зерно и плоды, скотовод приводил своего барана, и как-то договаривались. Но, конечно, тащить все это добро хотя бы за 30 км было уже затруднительно. Нужно было придумывать что-то такое, с чем можно было просто прийти на базар и взять любой товар, при этом любой продавец охотно согласился бы взять это «что-то», и еще оно не должно быть слишком тяжелым.
Понятно, что в роли денег всегда выступало то, что под ногами не валялось, а было достаточно редким или сильно трудоемким в добыче или изготовлении. Достаточно часто и долго деньгами выступала поваренная соль, хорошими деньгами была такая полезная в хозяйстве вещь, как металл – не в монетах, а брусочками.
Окончательно остановились на редких металлах – меди, серебре и золоте, и необязательно в монетах. Например, древнерусская гривна была небольшим плоским серебряным слиточком, а когда мелочи не хватало, гривну рубили на части, и получались рубли. Но последние полтысячи лет все пришли к стандарту монет, а потом, чтобы не таскать лишнюю тяжесть, стали печатать бумажные (а кое-где сегодня и пластмассовые) деньги – но только под обеспечение реального драгметалла, лежащего в подвалах. И наконец появилась «безналичка» – сначала в виде бумажных чеков, а теперь и пластиковых карточек и «электронных кошельков».
В общем, главные денежные проблемы все-таки решили. Правда, родили еще одну. Поскольку деньги в каждой стране разные, пришлось устанавливать обменные курсы. Менялы в Северной Италии сидели за широкими скамьями со столбиками разных монет (скамья по-итальянски называется «банка») и имели плату за свои услуги. (Одним из главных преимуществ введения единой валюты Европы было то, что удалось лишить банкиров примерно 80 млрд. (в пересчете на доллары), которые они получали каждый год за обмен валют.) В общем, уже в начале прошлого века начали задумываться, как бы сделать общемировую валюту, чтобы не переплачивать за обмен.
ГЛАВНЫЕ ПОБЕДИТЕЛИ
Когда англичане начали осваивать Северную Америку, в ходу у них были, разумеется, английские фунты стерлингов. Но, став независимыми, они должны были сделать свою валюту. Со свойственной американцам фантазией (в этой стране есть куча своих Парижей, Берлинов, Римов и так далее, и городков с названием «Москва» – больше двадцати, а когда улиц в городе много, то люди договариваются о встрече на перекрестке Восьмой авеню с Одиннадцатой стрит) они изуродовали название известной немецкой монеты «талер» и родили свой «доллар».
Страна развивалась крайне быстро и успешно – и потому, что не было никаких пережитков феодализма, как у других, и потому, что сразу была очень большая степень свободы, и в немалой степени по причине своего нахождения за Большой Соленой Лужей – Атлантикой. Никогда за всю историю нога иностранного солдата не ступала на эту землю, и американцы сами решали, ввязываться ли им в европейские войны и когда. В 1914 г. главной мировой державой была, конечно, Британия, потом шли Германия, Франция, Россия, зато в 1918-м американцы оказались главными победителями в этой войне (в которой участвовали полтора года) и страной №2 в мире.
Окончательного успеха Соединенные Штаты достигли к 1945-му. Они, конечно, медленно выдавливали японцев из Тихого океана и очищали Северную Африку, и чуть ли не два года освобождали Италию, но в Европе по-настоящему воевали меньше года. Зато всю войну они продавали все что могли всем воюющим (включая Германию – не напрямую, конечно, а через нейтральные страны). Да, своими поставками по программе ленд-лиза они очень помогли и Великобритании, и Советскому Союзу – но те расплачивались потом десятилетиями (последние платежи двух этих стран по военным долгам прошли в 2006 г.).
К концу войны американцы оказались ее главными победителями. Почти вся Европа лежала в развалинах, зато, если не считать СССР, то США производили тогда около 60% промышленных товаров планеты и накопили около 70 % мирового золота.
ГЛАВНЫЕ ДЕНЬГИ
С 1 по 22 июня 1944 года в США в местечке под названием Бреттон-Вудс (штат Нью-Хэмпшир) состоялась знаменитая конференция (официальное название – «Валютно-финансовая конференция Объединенных Наций»), которая до сих пор определяет главные правила валютно-финансовой системы нашей планеты.
В конференции приняли участие 730 представителей 44 государств–участников антигитлеровской коалиции. Председательствовал на ней министр финансов США Генри Моргентау.
Как и следовало ожидать, фактически конференция оказалась полной и безоговорочной капитуляцией остального мира перед Соединенными Штатами. Две недели англичане отстаивали свою идею создать для проведения расчетов между странами Международную клиринговую палату, ввести наднациональную денежную единицу под названием «банкор», а от золота вообще отказаться. Американцы настояли на том, чтобы мировыми деньгами («резервной валютой») стал американский доллар. Для этого Штаты готовы были обеспечивать свободный размен долларов на золото по фиксированному курсу.
В Бреттон-Вудсе создали два главных инструмента поддержания мировых валютно-финансовых дел:
1) Международный валютный фонд (МВФ) – для поддержания равновесия платежных балансов отдельных стран, поддержания стабильности курсов валют по отношению к доллару и для выдачи странам стабилизационных займов,
2) Международный банк реконструкции и развития (МБРР) –для восстановления послевоенной экономики, выдачи кредитов на инвестиционные проекты.
(В 1947 г. бреттон-вудская система пополнилась третьим своим важнейшим звеном под названием «Генеральное соглашение по тарифам и торговле» (ГАТТ), которая с 1995 г. называется «Всемирная торговая организация» (ВТО). Ее главная цель – снижение барьеров в международной торговле).
Советскому Союзу показали положенное ему место. Система была явно американоцентричной, а точнее говоря – «доллароцентричной», и СССР пускали в нее даже не в качестве младшего партнера типа Британии или Франции, а только как второразрядную страну. В МВФ Штаты получили 28% голосов, Великобритания – 13,4, СССР – 12. Только три страны «большой пятерки» – США, Британия и Франция – имели 46,2% голосов. Этого было более чем достаточно для «продавливания» Вашингтоном любых нужных ему в фонде решений.
Результаты работы будущей конференции были известны И. Сталину задолго до начала ее работы. Тем не менее СССР принял в ней участие. Во-первых, шла война, и Сталин ждал, что в ответ на его любезность Америка наконец-то откроет «второй фронт». Во-вторых, Сталин рассчитывал на продолжение поставок по ленд-лизу. В-третьих, на встрече в Тегеране Рузвельт пообещал СССР кредит на 6 млрд. долл., а за месяц до конференции советская разведка сообщила, что Штаты готовы дать и 10 млрд. Советский Союз тут же согласился участвовать в конференции – ради 10 миллиардов можно и нужно в любой Бреттон-Вудс поехать…
Решения, принятые на конференции, страны-участницы должны были ратифицировать до конца 1945 года. Но Сталину не пришлось особенно с этим мучиться. В апреле умер Рузвельт, еще до начала советско-японской войны новый президент прекратил ленд-лиз, о кредите и речи не могло быть. Поэтому в декабре 1945 года СССР отказался от ратификации документов Бреттон-Вудской конференции. Последующие мировые события и практическая политика МВФ и МБРР подтвердили правильность решения Сталина, отказавшегося присоединяться к этим международным финансовым организациям.
Формально «привязка» доллара к золоту, эффективная для восстановления разрушенной войной экономики государств, со временем утратила свою эффективность, и в 1971 году Штаты отказались от золотого обеспечения своей валюты. Новая – и ныне действующая – «Ямайская» валютная система, принятая в 1976 году, – установила плавающие курсы валют и дала широкую возможность для проведения любых валютных манипуляций.
КАК БЕЗ НЕГО
Вот представьте, что у вас – собственный дом, а под ним – большой подвал, и в этом подвале лежат семь тонн золота в слитках. Вопрос: вы – богатый человек? Ответ: вы – жалкий смешной человек, который ничего не знает о настоящем богатстве. Представьте, что в подвале вашего дома стоят три центнера железа, резины и пластмассы. В виде печатного станка, на котором можно делать не фальшивки какие-нибудь, а настоящие деньги. Самые настоящие деньги, которые с радостью примет любой человек на этой планете. То есть, само собой, – доллары США. А какие еще-то?..
Если правительство США решит прикупить… ну, например, шымкентский ЦУМ, а Казахстан запросит за это… ну, скажем, 20 миллионов долларов… и наличкой, пожалуйста!.. – то назавтра американцы притащат три чемодана бледно-зеленой резаной бумаги, изготовление которой обошлось им долларов в 300.
Если у тебя есть Большой Печатный Станок, то, конечно, можно быть самой богатой страной в мире. Можно покупать что угодно и где хочешь. Можно приглашать любых ученых, изобретателей, артистов… Можно тратить на военные расходы больше, чем вся остальная планета, вместе взятая. Да вообще можно почти все!
Огромное большинство стран мира выпускают свои национальные валюты ровно в таком количестве, сколько у них есть долларов (или золота, но его в мире мало). А долларов в любой стране ровно столько, на сколько ей удалось кому-нибудь чего-нибудь продать. Например, когда Казахстан не может продавать своей нефти, газа, металлов столько, сколько раньше – то курс его национальной валюты падает почти ровно на столько же, на сколько уменьшилась продажа сырья. Почти вся электроника, бытовая техника, одежда, обувь и так далее, вплоть до кухонных салфеток, – это производное от стоимости всех этих вещей в долларах. Понижение на 5 % курса национальной валюты по отношению к доллару – это еще 1 % роста инфляции.
Фактически курс рубля и тенге жестко привязаны к стоимости бочки (барреля) нефти, выраженной в долларах. Нет, ну можно, конечно, сказать, что наши валюты так упали к доллару, потому что мы позакрывали свои заводы-фабрики и стали уже почти совсем сырьевыми. Но разве можно назвать «сырьевой» экономику, например, Японии (курс ее валюты в этом году упал к доллару уже на 21 %), Канады (20 %), Южной Кореи (16,2 %), Сингапура (12 % падения)? Все дело в том, что практически все экономики мира до ужаса долларизированы: уж на что экономически связаны те же Казахстан и Россия – но до сих пор больше 95 % их торговли друг с другом идет в долларах! При этом, само собой, за пользование долларом мы платим тому, кто его выпускает. Когда вы покупаете или продаете в «обменке» стобаксовую бумажку, сколько-то центов на этом зарабатывают американцы.
Об огромных преимуществах существования доллара как мировой валюты (только для американцев, разумеется) можно говорить очень много. Один из главных вопросов современного мира стоит просто и жестко: как отказаться от доллара и начать жить нормально?
Михаил КУПЕРИН