15 января 2016 года в Казахстане появился новый праздник – День благодарности. Согласно Указу Президента страны от 20 января 1998 года № 3827 «О профессиональных и иных праздниках в Республике Казахстан» его мы будем отмечать его 1 марта.
Интересно, почему именно первого марта, а не 2-го или 3-го? На это ответил сам глава страны: «Было бы справедливым день образования Ассамблеи народа Казахстана – у нас он 1 марта, можно другое число – ежегодно отмечать как день благодарности всех этносов друг к другу и к казахам, проявившим милосердие, принявшим этих людей».
Впервые идею о создании праздника Назарбаев огласил в апреле прошлого года, выступая на открытии XXII сессии Ассамблеи народа Казахстана. Тогда Елбасы сказал: «При сталинском режиме в разные годы были депортированы, как вы знаете, целые народы. Их выгружали прямо из вагонов в голой степи в деревнях, без ничего. В то же время в этой степи жили только казахи и казахские семьи, сами находившиеся в нужде, принимали их в свои саманные дома».
Оказывается, и семья Назарбаевых тоже приютила депортированных. «Наша семья, жившая в саманной двухкомнатной хате, приняла семью с тремя детьми. Перед моими глазами: я всегда вспоминаю, как они собрались в кучу в углу комнаты и всех боялись – оборванные, голодные, обросшие. И прожили они в нашей семье, начали работать, всю жизнь остались благодарными. Я с их детьми дружил», – сказал он. Глава страны убежден, что введение такой традиции еще более сблизило бы казахстанцев, и этот день мог бы стать ярким праздником милосердия и любви.
К 1 марта в Шымкенте установят монумент «Благодарность казахскому народу». Решение об этом было принято во время встречи председателей областных этнокультурных объединений, организованной секретариатом ассамблеи Южно-Казахстанской области. Монумент установят перед зданием бывшего кинотеатра «Казахстан».
Благодарность – хорошее качество души, характера. Человек, с благодарностью вспоминающий об оказанной ему некогда поддержке, достоин уважения. В особенности, если эта помощь пришла в трудные военные и послевоенные годы. Такие воспоминания становятся легендами…
Как-то попалось воспоминание бывшей заключенной АЛЖИРа (Акмолинский лагерь жен изменников Родины) Гертруды Платайс о том, как она впервые увидела местных казахов и как они отнеслись к заключенным женщинам. Однажды зимним утром женщины-узницы несли с озера Жаланаш охапки камышей. Через некоторое время на берегу озера появились старики и дети, которые по команде старших начали бросать в этих женщин камни. Конвоиры начали громко смеяться: мол, видите, вас не только в Москве, но и здесь, в ауле, не любят. Оскорбленные женщины думали: «Ну что же вы, старики… чему своих детей учите?!» Но вот одна женщина споткнулась об эти камни, а когда упала рядом, то почувствовала запах молока и сыра. Она взяла кусочек и положила в рот – он показался ей очень вкусным. Она собрала эти камушки и принесла в барак. Там были и заключенные женщины-казашки. Они сказали, что это курт – высушенный на солнце соленый творог…
Еще один пример, на этот раз из воспоминаний понтийских греков. О том, как их, репрессированных, везли сюда, на юг Казахстана. Везли в теплушках, как скот. Колонну в песках Муюнкум конвоировала группа солдат. Лето. Зной. Навстречу униженным, замученным жарой и долгим пешим переходом людям шла шумная группа казахских женщин с бидонами. Видимо, это были колхозные доярки. И вдруг, незадолго до того, как им поровняться с группой конвоированных, среди них начинается то ли потасовка, то ли какой-то нешуточный скандал. События развивались столь стремительно и серьезно, что конвой кинулся разнимать дерущихся женщин. И в это же самое время, пользуясь создавшейся суматохой, несколько женщин с бидонами кинулись в гущу толпы греков и стали быстро разливать в протягиваемые к ним металлические кружки и котелки айран – кислое молоко. Две другие женщины разламывали домашние лепешки и совали их обомлевшим людям. Вскоре скандал в толпе сошел на нет – столь же неожиданно, как и начался. Спасительницы вернулись к своим товаркам и продолжали беспечную беседу. Ничего не заметившие конвоиры заняли свои прежние места. А греки еще долго с благодарностью оглядывались на удалявшуюся группу колхозниц. Стало понятно, что все произошедшее – это чистая импровизация, народная смекалка. Разве можно такое забыть!
А жительница Шымкента Нина Федоровна Куприянова (в девичестве Шарамко) рассказала: «Мы жили в селе Ванновке (теперь Рыскулова) Тюлькубасского района. Отец был призван на войну еще в финскую. До ухода он только-только успел выстроить большой дом и выстлать крышу соломой… В начале войны маму, как и других жителей села, вызвали в сельсовет и объявили: «Принимай, Анастасия, семью из Ленинграда!» Так у нас поселились Бэла Фидельман и ее дочь Ирина. Вскоре у Бэлы родилась еще одна дочь. Всю войну мы жили одной семьей. Матери с утра до вечера в поле, на огородах, а мы, дети, – в школе, а дома под присмотром бабушки нянчили малую. Затем и нам пришлось помогать взрослым в колхозе – собирать колоски, овощи. Спустя год к нам подселили еще одну семью – из Грузии. Мы и с ними делили и радости и горе, и кров, и стол. Живыми и здоровыми вернулись с фронта наши отцы – Федор, Рафаил и Зураб. С Фидельманами наша семья дружила вплоть до 90-х годв. Бывая по делам в Ленинграде, мы всегда останавливались в их квартире на Невском проспекте».
… Дружбой надо дорожить. Нурсултан Назарбаев не устает повторять: «Сегодня Казахстан – это одна из немногих безопасных стран мира. И у нас есть возможность и дальше показывать миру пример стабильности, терпения и консолидации общества… У нас есть все возможности и ресурсы. Только так мы сможем противостоять глобальным вызовам нового десятилетия».
Фарида ШАРАФУТДИНОВА