Где чаще всего и каким образом нас обманывают?

844

Я сам обманываться рад?
Ах, обмануть меня не трудно!
Я сам обманываться рад!
А.С. Пушкин

Эти строки стихотворения Александр Сергеевич Пушкин относил к большому и светлому чувству – любви. Поэт этой теме посвятил много своих стихотворений. Да, собственно, все. Ведь любовь – понятие всеобъемлющее: к Родине, к женщине да и ко всему человечеству. Если мы любим по-настоящему, то это чувство безусловно.

А теперь от лирики к делу. Почему начали статью с любви? Все просто. Хочется знать, какими чувствами пылают к потребителям производители, продавцы, коммунальщики и другие поставщики услуг и есть ли у них эти благородные чувства к нам в принципе.

Давайте попробуем разобраться вместе и выясним, кто и как нас обманывает, «любя».

КУПИ – ПРОДАМ

Пожалуй, первое место в списке занимает торговля. Вот где кладезь всяких ухищрений!

Обманывать потребителей недобросовестные продавцы могут разными способами:

Обмеривание. При таком обмане поставляется товар несоответствующих размеров или габаритов.

Обвешивание. Продавец реализует товар меньшего веса, чем должно быть.

Обсчет. При обсчете продавец умышленно берет большую сумму за товар или услугу.

Недостоверная информация. Продавец может специально скрыть настоящие сведения о свойствах, функциях товара или его качестве.

Недостоверные данные в договоре. Продавец может умышленно скрыть информацию о сроке годности товара, комплектности и др.

Начнем с похода на рынок.

РЫНОК

О, здесь годами отработанная, из поколения в поколение передающаяся схема. Сразу оговорюсь, что не все продавцы нас обманывают. Честные есть. Но искушение очень уж велико, и таким честным сегодня можно уже поставить памятник.

Не верьте на базаре надписи «чистый вес». Проверила лично – обвесили на сто граммов. Это просто очередная уловка торговцев, чтобы привлечь внимание покупателей.

Весы у многих на прилавках подкручены или специально сбиты. Делается это легко и просто. Меня этому научили еще в советское время продавцы одного из продуктовых магазинов Чимкента. Но делиться «своим опытом» на страницах газеты не буду. Просто ходите на рынок со своим безменом.

Обязательно отбирайте товар сами. Часто предприимчивые торговцы снизу пытаются подложить некондицию. Поэтому – только сами, своими ручками отобрали и положили на весы. А потом еще и перевесили.

Конечно, ваши манипуляции вряд ли понравятся продавцу. Но что делать – таков закон рынка. Как говорят в народе, на базаре два дурака: один продает – другой покупает!

СУПЕРМАРКЕТ

В этих красиво обставленных больших магазинах уже совсем другой подход к клиентам. Обманывают красиво, культурно, с вежливой, я бы даже сказала, подобострастной улыбкой. А чего, собственно, не улыбнуться, если знаешь, что через несколько минут определенная сумма сверх положенного будет в кассе.

Обсчет и манипуляции с ценами в супермаркетах – только видимая часть большого айсберга. Методов «честного» обмана потребителей гораздо больше. Предупредить их практически невозможно – торговля придумает новые. Покупателям остается лишь учиться на чужом опыте и не наступать дважды на одни и те же грабли.

Пожалуй, первое место занимают просроченные продукты, которые под видом акции со скидкой пытаются распродать. Поэтому прежде чем «повестись» на дешевизну, посмотрите срок годности.

Еще один распространенный способ – «двойная этикетка»: на упаковки с различными продуктами нередко наклеивают новые этикетки с более поздним сроком изготовления, «удлиняя» тем самым срок хранения продуктов. Бывает, что новая этикетка наклеивается прямо поверх старой. Единственный совет – заподозрив в расположении этикеток неладное, воздержитесь от покупки.

Идем дальше. «Двойная цена»: в больших магазинах самообслуживания стоимость товара на прилавке и на кассе часто разнится. Администрация объясняет это тем, что не успевает приводить ценники в соответствие с товарами по накладной. Помните, что вы имеете право получить товар по той цене, которая на нем написана. Что бы ни говорила администрация, действительна та цена, что указана на ценнике.

УПАКОВКА С «СЕКРЕТОМ»

Некоторые примеры того, как маркетологи играют на нашей доверчивости.

За надпись «Без холестерина» можно наградить маркетологов. Она работает на тех, кто не в курсе, что в растительном масле не бывает холестерина.

ГМО – еще одна страшилка для покупателей. За последние десять лет генетически модифицированными ингредиентами нас стали пугать часто. И этим быстро воспользовались маркетологи. Они не рассуждают о пользе и вреде ГМО, а просто штампуют эту надпись «Без ГМО» везде без разбора. Например, эту надпись я лично видела на упаковке с солью!

«Без консервантов» – еще одна любимая надпись производителей. Ее также помещают везде, в том числе и на бутылках с напитками, в которых даже невооруженным глазом по ядовитому цвету видно, что изготовлен он явно не из натуральных ингредиентов.

Вес товара, запечатанного в красивую, яркую упаковку, не всегда отвечает заявленному. На поверку оказывается, что граммов недостает.

НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

Все мы пользуемся теми или иными видами услуг: проезд в транспорте, салоны красоты, химчистки, строительные компании, отели и гостиницы и так далее. Мы, естественно, рассчитываем на качество обслуживания. Но не тут-то было…

Возьмем, к примеру, салоны красоты, услугами которых мы пользуемся чаще, чем услугами строительных компаний. Какие «сюрпризы» здесь поджидают незадачливых клиентов?

Замена дорогого красителя для волос более дешевым, но цена за предоставленную услугу при этом не снижается.

Аллергическая реакция на краску, которая проявилась уже дома. Естественно, салон будет настаивать на том, что причина – не в краске, и вообще, мало ли чем ты намазалась после того, как вышла из их дверей.

Цвет волос не соответствует заявленному, но тебя салонные «эксперты» (вплоть до технички) начинают уверять, что «этот вам идет больше». Впрочем, с таким же усердием вам начнут доказывать, что лысина – это ваш идеальный стиль, в том случае, если парикмахер «немного перестарается».

В процессе окрашивания волос краска попала на одежду. В хорошем салоне вам тут же предложат на выбор компенсацию. Но чаще всего дама с кисточкой просто быстренько протрет вещь и скажет, что «так и было».

Развод на деньги – это когда ты приходишь за одной процедурой, но тебя пытаются уговорить на целый комплекс.

И, конечно, обман чистой воды – это антисанитарная обстановка в салоне и обработка инструментария. В конце концов, мы платим за качество, а не за грязь.

К слову, об антисанитарных условиях. Вы видели, в каких автобусах нам приходится передвигаться? И это при том, что оплату подняли! Но, судя по всему, уровень обслуживания в этот тариф не входит. Как автобусы ездили грязными и вонючими – так и продолжают ездить. И никакое повышение тарифа на них не действует. Праведный гнев вызывает «мастерство» водителей пассажирского транспорта. Такое ощущение, что тебя торопятся отвезти сразу на погост. Причем за твои же деньги и очень быстро! Да еще и кондуктор подтолкнет тебя – мол, давай быстрее залезай в автобус, протолкнись между телами, отвоюй себе место под крышей транспорта и сиди тихо у кого-нибудь под мышкой. Главное – не дергайся! Ты же заплатил, чтобы тебя довезли до места, вот и не рыпайся. А транспортным компаниям нужны твои деньги вовсе не для того, чтобы ты с комфортом добирался, а на свои нужды.

БАНКИ

Здесь просто лабиринт без подсказок для несведущих клиентов. Казахстанские банки нередко нарушают права своих клиентов. К такому выводу пришел Национальный банк республики, сообщил Nur.kz. Вот список наиболее частых видов обмана и незаконных действий со стороны банков второго уровня (БВУ):

  • нераскрытие полной информации о предоставляемых банковских услугах и некорректное консультирование клиентов;
  • неуведомление и/или несвоевременное уведомление заемщиков о передаче прав требований по их займам коллекторским компаниям;
  • непредоставление и/или несвоевременное предоставление ответов на обращения заявителей;
  • выдача банками займов третьим лицам посредством использования последними поддельных и/или украденных документов (займы, оформленные путем мошенничества);
  • взимание банками комиссий, не связанных с оказанием банковских услуг;
  • предоставление менеджерами банков гражданам некорректной информации о размере итоговой суммы вознаграждения по вкладу;
  • указание в договорах банковского вклада недостоверного значения ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении;
  • невысвобождение и/или несвоевременное высвобождение имущества из залога при полном погашении обязательства по займу.

И отдельной строкой Национальный банк обращает внимание на то, что в последнее время участились случаи оформления кредитов по похищенным или утерянным документам. Как правило, речь идет об оформлении потребительских займов на покупку той продукции, для которой нет необходимости оформлять кредит непосредственно в банке.

Татьяна БУРДЕЛЬ

P.S. Лирикой начали – лирикой и закончим. Мне кажется, следующие строки, написанные великим поэтом, хорошо резюмируют вышесказанное:

«О сколько нам открытий чудных
готовит просвещенья дух
и опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг».

Реклама