В Казахстане отменяют государственное регулирование цен на дизтопливо. Об этом сегодня на брифинге в Астане сообщил вице-министр энергетики.
По словам Асета Магауова, если этого не сделать, республика столкнется с дефицитом. Сейчас на отечественное дизтопливо установлена цена в 99 тенге за литр. В России оно стоит 185 тенге, в Кыргызстане — 160. Пользуясь разницей в стоимости, граждане соседних стран в больших объемах скупают казахстанский дизель, говорит Асет Магауов. Особенно в приграничных областях.
При отпуске цены в свободное плавание цена на топливо в Республике не превысит 115 тенге за литр, считают в Минэнерго. При этом на нужды уборочной кампании, как и прежде, отпускная цена останется на уровне 79 тенге. По этой стоимости для фермеров уже сформирован запас в 400 тысяч тонн.
Кроме того, в ведомстве предупредили: к тем, кто будет пытаться искусственно создавать дефицит или неоправданно сильно повышать цены на дизтопливо, будут приняты соответствующие меры.
Асет Магауов, вице-министр энергетики РК:»В первую очередь текущее решение продиктовано тем, чтобы не было дефицита в августе, по нашим оценкам, дальнейшее промедление приведет к дефициту. Мы считаем, что должны реформу проводить, рыночные цены в целом в отрасли формировать. По нашим оценкам, в целом рынок в хорошем состоянии с точки зрения запасов. Принятое решение не должно привести к каким-то резким колебаниям цен и неуправляемым ситуациям.»
Напомним, что солярка пропала на шымкентских автозаправках неделю назад. После заявлений возмутившихся отсутствием дизельного топлива автовладельцев, на АЗС был введен жесткий лимит отпуска — не более 30 литров в один бак.
Днем позже решение серьезной проблемы реализаторов ГСМ в Южном Казахстане сдвинулось с мертвой точки.
К слову, более 300 казахстанских автозаправочных станций объединяются в одну сеть АЗС. По словам бизнесменов-инициаторов, причин для создания конгломерата несколько. Во-первых, мелким АЗС не хватает нефтепродуктов, которые, как правило, достаются более крупным игрокам рынка. Объединение позволит составить компаниям конкуренцию и решит вопрос дефицита топлива. Во-вторых, зачастую мелкие АЗС испытывают трудности с логистикой и хранением продукта. На создание сети планируют потратить 50 миллионов долларов частных инвестиций. Проект реализуют в течение 5 лет. В нём будут работать более тысячи казахстанцев. Кстати, заправить машину можно будет не только бензином и газом, но и электроэнергией. Ее стоимость будет зависеть от ситуации на рынке.