7 августа — День работников транспорта

657

Перефразируя одно известное библейское изречение, замечу: есть время ругать перевозчиков, а есть время попытаться понять, как они для нас с вами работают. Тем более что повод для этого самый подходящий: в первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают работники всех видов транспорта.

В нашем городе самый популярный вид общественного транспорта – автобусы. А самая крупная не только в Шымкенте, но и в Казахстане компания по пассажирским перевозкам – это ТОО «Green Bus Company». Что достигнуто к сегодняшнему дню, что запланировано, «чем сердце успокоится», мы узнавали у заместителя директора этой компании Бахытжана Рысбаева.

– Когда вы только-только пришли на рынок автоперевозок Шымкента, было заявлено, что ваши автобусы работают на газе, то есть растущая цена бензина вас не беспокоит. А сами… Не воспротивились поднятию тарифа на проезд.

Заместитель директора ТОО «Green Bus Company» Бахытжан Рысбаев
Заместитель директора ТОО «Green Bus Company» Бахытжан Рысбаев

– Просто, к вашему сведению, стоимость бензина (солярки, газа и т.д.) составляет не более 8 процентов суммы, требующейся на содержание городского автобуса. Главная расходная позиция здесь – стоимость запасных частей, автобусных шин, масел и так далее. Если год назад одна шина стоила 40 тысяч тенге, то теперь 73 тысячи тенге. Повышение с 1 мая этого года тарифа на проезд позволило нам только-только выйти на прибыль.

– Ну еще бы, чуть не в половину подняли стоимость проезда…

– Хочу сказать, что из этих 70 тенге 7,5 тенге – это налог на добавленную стоимость, он идет в доходную часть бюджета. Еще с этой суммы уплачиваются подоходный налог, социальные отчисления.

Green Bus Company – открытое предприятие, открытое в смысле прозрачности расходов-доходов, налогов. Увеличение тарифа позволило поднять зарплату водителям, механикам.

Вы знаете, большинство из наших водителей ранее были «на вольных хлебах», они, что называется, сроду не трудились в нормальных коллективах, работали сами на себя: и вся выручка себе, и налогов платить не надо. Отработав год в компании, они были очень удивлены тому, что им положен отпуск, причем оплачиваемый. До сих пор удивляются тому, что и среди недели у них есть выходной (они работают по схеме: четыре дня работы – два выходных), что компания делает отчисления в пенсионный фонд, другие соцотчисления.

– А какой рабочий день на одном графике?

– На одних маршрутах он начинается в 6:30, заканчивается в 20:20, на других – с 7:30 до 22:30.

– Вы задаете такой график работы?

– Нет. Он изначально задан отделом пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Шымкента. У каждого автобусного маршрута есть свой график движения, и его несоблюдение – веская причина для отдела ПТ и АД города отобрать маршрут у компании и передать его другим.

Когда мы пришли на местный рынок общественных перевозок, в Шымкенте работали 34 транспортные компании, осталось 27.

– Каков интервал движения между автобусами? Спрашиваю об этом потому, что в понедельник едва не опоздала на работу – такой распрекрасный автобус №74 пришлось ждать на остановке 12 минут. Ранее этот маршрут отличали более четкие интервалы.

– А, да, вспомнил, это была проблема с колесом. Ее устранили. Вообще же интервал движения автобусов разный. К примеру, у 74-го и 84-го маршрутов – 6 минут, у 103 – 10 минут. Это зависит от пассажиропотока, протяженности маршрута.

– Такие поломки автобусов часто случаются?

– Мы стараемся, чтобы их не было вообще. Я уже говорил, что у Green Bus Company 200 автобусов. Это не значит, что все они на маршрутах. Нет, только 180, оставшиеся 20 находятся на техобслуживании. На каждый из наших автобусов заведена своя техническая папка, к ней прилагается ремонтный лист. В него водитель записывает те или иные поломки, которые он может обнаружить за смену. У нас работают по три смены слесарей, механиков, диспетчеров, которые знают, что если автобус «набегал» 10 тысяч километров, то пора проверить тормоза, 25 тысяч километров – пора проверять, менять, чинить сцепление, переключатель скоростей, а если автобус набегал до 10 тысяч километров, то надо менять моторное масло и так далее.

– А какие автобусы в вашей компании?

– У нас автобусы двух типов – Golden Dragon и Yutong китайского производства. К сведению горожан, на 74-м маршруте ездят автобусы марки Yutong (большой вместимости), а, скажем, на 103 – Golden Dragon, у них меньшая вместимость.

– Сколько людей работает в компании?

– 90 человек административно-технического персонала, плюс водители.

– А кондукторов почему не считаете?

– Компания заключает договоры аренды автобусов с водителями, им же мы устанавливаем план. Его размер зависит от того или иного маршрута. И водитель сам нанимает контролера.

– Сколько за день «наматывает» один автобус и сколько в месяц в среднем получает водитель вашей компании?

– Отвечу на примере того же 74-го маршрута. Протяженность одного круга движения этого автобуса 23,1 километра, за смену он «наматывает» десять кругов. Зарплата в среднем 50 тысяч тенге. Это, скажем так, голый оклад. У нас большая система бонусов. При выполнении-перевыполнении плана, при безаварийной работе и так далее доход суперответственного водителя в месяц может составить свыше ста тысяч тенге.

– Шымкентцы уже слышали о том, что в городе будет создана новая транспортная компания «Шымкент BUS»…

– Да, и 51 процент акций этой компании будет принадлежать Green Bus Company, а 49% – горакимату, то есть государству. Это называется государственно-частное партнерство. Автобусы компании «Шымкент BUS» будут также ездить на газе.

– Но я слышала, что подписанный меморандум о создании муниципального парка трехсторонний. Какова роль третьего участника – компании «Толеби сауда»?

– Задача ТОО «Толеби сауда» была и остается прежней – обеспечение бесперебойной заправки топливом – газом, метаном.

– Чем будет отличаться компания «Шымкент BUS» от остальных?

– Подписанным меморандумом оговорено немало интересного, к примеру, наличие автобусов с приспособлением для въезда инвалидов, строительство остановок, обеспечение регулярности автобусных графиков, субсидирование социально значимых маршрутов, строительство газовых станций для обслуживания общественного транспорта.

– Когда «Шымкент BUS» начнет работу?

– Планировали, что в ноябре. Но, скорее всего, произойдет это к концу этого года. Предстоит много работы, до ноября не уложимся. Прежде всего нам надо пополнить транспортный парк. Green Bus закупит еще 150 автобусов, а потом еще… Кстати, закупим только автобусы большой вместимости. Команде акима города предстоит подготовить финансово-экономическое обоснование этого проекта: на автобусы, на здания автопарка, на запчасти к автобусам и так далее.

– Вы сказали «субсидирование социально значимых маршрутов»… Можно об этом поподробнее.

– Пожалуйста. Недавно наш город расширился почти в три раза. И сегодня есть такие окраины Шымкента, к примеру, как Шапрашты, Абдулабад, Отемис, Акжар, Текесу, куда автобусы или совсем не ходят, или ходят два-три раза в день. Как жители выходят из положения? В складчину нанимают такси, доезжают до более-менее оживленных улиц и пересаживаются в автобусы. Это крайне неудобно. Знаете, ребята из Шапрашты, которые учатся в институтах, колледжах города, только по этой причине вынуждены снимать жилье в городе. До дома им просто так не добраться, а на такси не наездишься. Хотя бы ради них нам надо открывать, субсидировать эти маршруты. Потому они и называются социально значимыми. Будет отрегулирован этот транспортный вопрос, поверьте, сразу вольется жизнь в эти пригородные районы. Жители станут более мобильными. И ребята-студенты смогут без проблем ежедневно добираться как до места учебы, так и до дома.

Лично меня вдохновляет тот потенциал, который таят эти пока неосвоенные земли пригорода Шымкента. Вы не представляете, какие есть красивые места в том же Текесу! Вот где надо зону отдыха открывать! Пока же эта зона заповедная.

К социально значимым автобусным маршрутам можно спокойно отнести дачные маршруты, в том числе «Бозарык», «Жанаталап», микрорайон «Асар», который очень плохо обслуживается. Обслуживание подобных направлений – заведомо убыточное дело, поэтому их будет субсидировать город. По-моему, это справедливо. Ведь и жители этих отдаленных районов тоже горожане.

– Бахытжан Исамудинович, ваши пожелания водителям накануне профессионального праздника…

– Желаю нашим водителям и их коллегам поскорее почувствовать себя ответственными горожанами такого замечательного города, как Шымкент. В Green Bus Company мы полтора года бьемся за соблюдение дисциплины водителями: чтоб они не курили в салонах автобусов, не разговаривали по сотовым телефонам, чтобы не устраивали байгу на дорогах. Результаты есть, но могли быть и лучше. Желаю им и всем шымкентцам быть здоровыми и всегда помнить о том, что дома их ждут семьи, дети. Хотя бы ради них надо жить правильно и по правилам. Чтобы работа приносила им радость. С праздником, дорогие!

Фарида ШАРАФУТДИНОВА,
фото Айя Мутали

Реклама