Начало нового учебного года – огромная головная боль благоустроителей Шымкента всех должностей и рангов. «Переход» большого пласта школьников в студенты, причем нет никакой разницы, городские они или сельские, превращает парки, скверы, аллеи и любые другие общественные места отдыха Шымкента в огромные территории «наскальных рисунков». «Здесь-был-вася-ербол-маша-айсулу» – уже не модно, это уже не фишка года, говорят сами студенты. Модными стали признания в любви и автографы первокурсников. Чем подробнее указаны координаты автора, тем смелее выглядит надпись, тем больше «плюсиков в карму» зарабатывает юный вандал. А по-другому авторы подобных надписей на стенах домов, перилах мостов, сидений скамеек и не называются. Хотя чаще всего сами вандалы об этом не знают. Так же как и их родители, которые, требуя от окружающих, в том числе и сотрудников местной полицейской службы, нулевой терпимости к мелким правонарушениям, к себе эту нулевую терпимость применять не хотят…
Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан
Статья 448. Вандализм несовершеннолетних
Вандализм, то есть осквернение зданий, иных сооружений, памятников истории и культуры, природных объектов, охраняемых государством, мест захоронения людей надписями или рисунками, или иными действиями, оскорбляющими общественную нравственность, а равно умышленная порча имущества на транспорте или в иных общественных местах, совершенные несовершеннолетними в возрасте до шестнадцати лет, влекут штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.
На сегодняшней день 15 МРП – 31815 тенге – сумма не маленькая. И если оштрафовать один раз хотя бы несколько новоиспеченных студентов вузов и колледжей города, рассказать об этих штрафах на общем собрании, остальные, возможно, задумаются.
«Юных вандалов в Шымкенте пруд пруди, – рассказывает подполковник Данияр Мейрхан, руководитель местной полицейской службы Шымкента. – Причем зачастую ни подростки, ни их родители не видят ничего предосудительного в том, чтобы изрезать лавочку. Вроде как и невелика беда, подумаешь. Для многих родителей статья Административного кодекса – полная неожиданность. Мы добились того, что большинство родителей соглашается с тем, что несовершеннолетним нельзя в неположенное законом время гулять на улице, болтаться по игротекам и кафе без сопровождения взрослых, законных представителей. А наказывать за «детские шалости», по мнению многих родителей, это уже слишком. Почему-то сформировалось мнение, что пойманный на вандализме впервые обязательно должен быть отпущен. Вроде как полицейские проведут профилактическую беседу, и на этом все. Но профилактические беседы нашими сотрудниками и подразделением ювенальной полиции проводятся как в школах, так и в других учебных заведениях постоянно. И мы – в одиночку – не сможем решить эту проблему. Необходимо подключаться семьям, объяснять дома с самых малых лет, как бы ни банально это звучало, «что такое хорошо и что такое плохо». Можно вместе с ребенком проштудировать ту самую двадцать пятую главу Административного кодекса Республики Казахстан, правонарушения из которой подпадают под категорию нулевой терпимости. И дать понять своим детям, как маленьким, так и выросшим, что за нарушение поблажек типа «на первый раз прощаю» не будет».
Удивительно, но однажды группа социологов опросила школьников, пытаясь узнать о причинах вандализма несовершеннолетних и о действенности наказания за такие проступки. Выяснилось, что 40% опрошенных несовершеннолетних когда-либо участвовали в актах вандализма. Из них: «били стекла» – 18 %, «резали лавки и парты» – 23,3 %, «портили общественное имущество» – 20 %. На вопрос «Для чего ты это делал (участвовал в акте вандализма)?» чаще всего подростки выбирали ответы: «За компанию» (28 %) и «Из желания развлечься» (27 %).
Самым эффективным методом в борьбе с вандалами подростки признали – ВНИМАНИЕ! – штрафы и тюрьму (43,1 %), а на втором месте – установку камер наблюдения (29,4 %). Получается, что в отличие от родителей жесткие приземленные меры для детей более убедительны, нежели вся наглядная агитация и профилактические беседы.
Оштрафовать родителей несовершеннолетних вандалов по статье 448 могут и сами сотрудники местной полицейской службы Шымкента. По законодательству Республики Казахстан исполнение статьи 448 Административного кодекса подпадает под юрисдикцию местной полицейской службы. Если несовершеннолетнего поймали за этим проступком, полицейскому не нужно передавать документы в суд.
«Иногда подобные протоколы очень проблематично составлять, – комментирует подполковник, – к такому протоколу необходима доказательная база. Иногда подростки вырезают на лавочках имена и данные своих «любимых девушек» или закадычных друзей. Поэтому голословно обвинить человека, чье имя вырезано на лавочке или на перилах, нельзя…»
К сожалению, несовершеннолетнего правонарушителя нельзя заставить исправить содеянное – зашкурить и покрасить лавочку или парту, забелить стену и так далее. Законом не предусмотрены общественные работы для несовершеннолетних. Жаль…
Психологи утверждают, что изрезанные скамейки и прочее городское имущество — это эпатажный вандализм. Даже в школах кромсают парты именно те дети, которые по той или иной причине не могут (как им кажется) занять достойное место в иерархии класса. В этом случае школьные психологи объединяются не только со школьными инспекторами, но и с родителями. Воспитать и убедить ребенка необходимо до его совершеннолетия, потому как далее его «детские шалости» перерастут в настоящее преступление.
Уголовный кодекс Республики Казахстан
Часть 2. Особенная часть. Глава 10. Уголовные правонарушения против общественной безопасности и общественного порядка.
Статья 294. Вандализм
Вандализм, то есть осквернение зданий, иных сооружений, памятников истории и культуры, природных объектов, охраняемых государством, надписями или рисунками, или иными действиями, оскорбляющими общественную нравственность, а равно умышленная порча имущества на транспорте или в иных общественных местах наказываются штрафом в размере до трехсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до семидесяти пяти суток.
«Вандализм – это следствие большого количества ничем не занятого времени, – считает подполковник Мейрхан. – Когда инспекторы ювенальной полиции спрашивают несовершеннолетних: «Чем ты занимаешься в свободное время?», им чаще всего отвечают: «Гуляю на улице». Ребятам, не охваченным «эпидемией» взрослого внимания, занять себя нечем. Стоит обратиться к родителям: подумайте о воспитании. Выстраивать принципы нулевой терпимости можно бесконечно, но при попустительстве сейчас мы рискуем вырастить поколение, не обремененное моральными и нравственными принципами и не уважающее даже общепринятые человеческие принципы жизни в обществе. И еще. Уважаемые родители! Ваш ребенок – отдельный человек. Он только учится жить в мире. Без уверенности в собственных силах, без знания о том, что он ценен и значим, без любви и понимания он вряд ли сможет вырасти счастливым и успешным. А недополучив вашего внимания, он может запросто пойти по сомнительной дорожке – по пути зарабатывания внимания опасными методами. И вандализм – это его первый вам сигнал…»
Елена БОЯРШИНОВА