ГОО Шымкента предоставил темы эссе для итоговой аттестации школьников. Всего темы 103. Среди тех, которые предлагается раскрыть выпускникам в школах с русским языком обучения, произведения Гоголя, Есенина, Пастернака, Маяковского и Высоцкого. Есть темы о мировоззрении, мечтах и патриотизме, предлагается затронуть вечный спор добра и зла, а также тему EXPO.
«Письменный экзамен по русскому языку и литературе будет проводится в форме эссе, — пояснила руководитель городского отдела образования Шымкента Жанат Тажиева. — На эссе школьникам отведено три астрономических часа. Придется выбрать одну из трех предложенных классу тем. Выполненным заданием считается эссе, состоящее из 250-300 слов…»
После выбора темы эссе учащимся необходимо определить главную мысль (о чем оно?), сформулировать проблему, написать аргументы, использовать языковые средства и приемы языка (сравнения, эпитеты, метафоры, риторический вопрос, вводные слова и предложения и т.д.), сформулировать общий вывод эссе.
Наш информационный портал публикует все предложенные темы эссе для одиннадцатиклассников. Каждую из них стоит изучить очень внимательно. Какие темы будут предложены на экзамене, станет известно непосредственно в день аттестации.
Темы эссе:
1. «Если душа родилась крылатой…» (по лирике М.Цветаевой).
2. Что мне нравится в творчестве Владимира Маяковского?
3. «Мы все глядим в Наполеоны…» (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»).
4. Что такое патриотизм? (по роману Л. Толстого «Война и мир»).
5. «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. С. Пушкин «К Чаадаеву»).
6. «В жизни всегда есть место подвигу» (М. Горький).
7. Любовь «бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды» (по рассказу И.А. Куприна «Гранатовый браслет»).
8. Какие произведения М. Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу?
9. «Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь).
10. Моё восприятие лирики С. Есенина.
11. Трагичен или смешон «маленький человек» в произведениях А.П.Чехова?
12. Кого из литературных героев я узнаю в своих современниках?
13. «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь» (Н. Заболоцкий).
14. Моё понимание поэзии «чистого искусства» в лирике А. Фета и Ф.Тютчева.
15. В чем причина гениальности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
16. «Человек – это звучит гордо!» (по пьесе М.Горького «На дне»).
17. Современен ли образ «Прекрасной Дамы» А.Блока?
18. Моё восприятие образа Татьяны Лариной (по роману «Евгений Онегин» А. С. Пушкина).
19. Влияние поэзии на нравственное воспитание человека.
20. Женский идеал в русской литературе.
21. Правда в смирении или бунте? (по произведениям Ф. М. Достоевского).
22. Душа, испорченная светом (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). 23. Любовь – «романтизм, чепуха, гниль, художество»? (по роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева).
24. В чём своеобразие гражданской лирики Н. А. Некрасова?
25. Мой любимый поэт.
26. Одиночество Чацкого – это явление современное?
27. Почему М. Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?
28. Плоды «злонравия» в комедии Д. И. Фонвизина и в наши дни.
29. «Досадно мне, коль слово «честь» забыто…» (В. Высоцкий).
30. В чём проблема «лишнего» человека? (по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
31. Согласны ли Вы с утверждением А. Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?
32. Природа – мастерская или «храм»? (по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева).
33. Кого из героев А. С. Пушкина вы хотели бы видеть среди друзей?
34. «Береги честь смолоду» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
35. В чём своеобразие темы любви в лирике М. Ю. Лермонтова?
36. Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне»).
37. Классика устарела?
38. Огромное счастье — любить и быть любимым.
39. В чём суть поэзии? (по творчеству Б.Пастернака).
40. Литература выпрямляет душу?
41. В чем трагедия Евгения Онегина?
42. «И дым Отечества нам сладок и приятен» (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума») 43. В каждой строке доброта (по произведениям В. Распутина).
44. «Живые» и «мертвые» души (по произведению Н. Гоголя «Мёртвые души»).
45. «Пою моё Отечество, республику мою!» (В. Маяковский).
46. «Сын за отца не отвечает» (А. Твардовский «По праву памяти»).
47. «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери») 48. Спор поколений в литературе и жизни.
49. Какой предстаёт природа в лирике С. Есенина?
50. Любить – значит жертвовать собой (по произведениям А. Куприна, И. Бунина).
51. Проблема поиска жизненного пути в литературе и в жизни.
52. Человек эпохи Независимости.
53. Казахстан на пути в мировое сообщество.
54. Любовь к Родине начинается с семьи.
55. Что следует ожидать Казахстану от ЭКСПО-2017?
56. Активная жизненная позиция – старт в успех.
57. Человек, которым я восхищаюсь.
58. Мое образование – мой капитал.
59. За жизнь необходимо бороться!
60. Что такое истинная любовь?
61. Будущее Казахстана – моё будущее.
62. Как сохранить национальную культуру?
63. В чём сила материнской любви?
64. Профессия моей мечты.
65. Детское и взрослое мировоззрение: общее и различное.
66. Мои размышления на пороге взрослой жизни.
67. В чем задача искусства: успокаивать человека или тревожить его?
68. Может ли победа стать поражением?
69. Почему труд необходим для каждого человека?
70. В век космических скоростей люди перестали удивляться…
71. Человек в вихре исторических событий.
72. Влияют ли богатство и бедность на нравственность?
73. Есть ли равенство в дружбе?
74. Память сильнее времени.
75. Говорю о войне, хоть и знаю о ней понаслышке…
76. Незабываемые страницы моей любимой книги.
77. Хорошо или плохо быть эгоистом?
78. Моя семья – моя опора.
79. Роскошь разъедает душу человека?
80. Как красота природы может повлиять на человека?
81. Нужно ли разрушать, чтобы строить новое?
82. Мой современник… Каков он?
83. Быть на Земле Человеком.
84. Вечный спор добра и зла.
85. Деньги – это главное в жизни человека?
86. Если бы я был учителем…
87. Чтобы дойти до цели надо, прежде всего, идти.
88. Легко ли быть молодым?
89. Победа за тем, в ком живет согласие?
90. Случай, который изменил мою жизнь.
91. В чём заключаются ценности жизни?
92. Дорога к счастью.
93. Кино в моей жизни.
94. Что разрушает дружбу?
95. Книги уходят в прошлое?
96. Природа просит защиты.
97. Будущее за профессионалами.
98. Мир скучен для скучных людей.
99. Может ли телевидение заменить книгу?
100. Мой жизненный принцип.
101. Должны ли туристы соблюдать обычаи стран, которые они посещают?
102. Согласны ли Вы с тем, что научно-технический прогресс оказывает влияние на людей?
103. Согласны ли Вы с тем, что кинематограф оказывает большое влияние на молодёжь?
*Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Напомним, прием заявлений сдачу на ЕНТ уже стартовал в Казахстане. В Шымкенте уже несколько сотен выпускников подали необходимые документы.