Н. Назарбаев и главный муфтий Казахстана

В эти дни как никогда много говорят о духовности. Причина понятна – сегодня в центре внимания казахстанцев – работа главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Но прежде стоит вспомнить, что еще в начале года Нурсултан Назарбаев в своем послании объявил народу Казахстана о начале третьей модернизации страны, которая включает в себя политическую реформу и модернизацию экономики.

Цель-максимум – вхождение нашего государства в число 30 самых развитых стран мира. Как оказалось, это невозможно без духовного возрождения.

В своей новой работе глава государства отметил, что духовное возрождение Казахстана началось не сегодня. С 2004 года была реализована программа «Культурное наследие», направленная на обновление историко-культурных памятников, в 2013 году в рамках еще одной программы – «Народ на волнах истории» – в ведущих мировых архивах собраны самые важные документы, касающиеся истории нашей страны и народа. И теперь, по словам президента, мы должны приступить к более масштабной и фундаментальной работе. По мнению президента, сохранение своей культуры, собственного национального кода – это первое условие модернизации нового типа. История и национальные традиции должны быть обязательно учтены. Одной из задач модернизации Нурсултан Назарбаев называет духовное возрождение и единение нации…

Отвлечемся немного от статьи президента и попытаемся вспомнить, а что включает в себя понятие «духовность»? Конечно же, это очень сложное и многогранное понятие. И каждый из нас понимает ее по-своему. И все же здесь есть общие черты. Прежде всего, духовность – не одно какое-нибудь замечательное свойство характера, нет. Скорее, это совокупность определенных качеств человеческой души, чувств, убеждений.

У нас, людей получивших образование в советское время, было четкое представление – носителем духовности является интеллигенция, в первую очередь педагоги. Вспомните, каким недосягаемо высоким был авторитет школьного учителя, не говоря уже о вузовском педагоге. Учитель – не только образованный человек, но и образец нравственности, высокой морали, в том числе и в быту. Наши учителя были пусть скромно, но «вызывающе» опрятно одеты, не сквернословили, в лексиконе не допускали жаргонных словечек. Алкоголизм, курение, аморалка – это не про них. К нему, педагогу, можно было обратиться за дельным советом. Он вызывал уважение. Их-то, педагогов, мы и относили к духовным людям.

Для духовного человека первостепенны не частные, корыстные интересы, а прежде всего интересы общего дела, честь Родины. И еще один признак духовного человека – он постоянно учится, развивается и реализует свое предназначение. Он терпим, уважителен к другим людям. Вот чем для нас была и есть духовность. Похоже, сегодня это понятие обновляется.

Вернемся к работе президента, что он пишет про важнейшую миссию духовной модернизации? По мнению Нурсултана Назарбаева, она, в частности, заключается и в примирении различных полюсов национального сознания. Глава государства выделяет несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца.

Первое направление – конкурентоспособность. «Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации.

Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость», – утверждает президент.

Второе – прагматизм. По его словам: «Век радикальных идеологий прошел. Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов как человеком, так и нацией в целом. Реализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий».

Третье – сохранение национальной идентичности. Здесь мне лично понравилось: «Мы строим меритократическое общество (меритократия – «власть достойных» – ред.), где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам. Такая система не терпит кумовства. Это форма развития карьеры в отсталых обществах».

Четвертое – культ знаний. «Но культ образования должен быть всеобщим, – пишет Н. Назарбаев. – И тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет». Надо быть готовым к переменам, переучиваться.

Пятое – эволюционное, а не революционное развитие Казахстана. Нурсултан Абишевич пишет: «Мы должны ясно понимать уроки истории. Эпоха революций не прошла. Они сильно изменились по форме и содержанию. Но вся наша недавняя история говорит прямо и недвусмысленно: только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание. В противном случае мы снова попадем в исторический капкан».

Шестое – открытость сознания. «Открытость и восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не своего» – вот залог успеха и один из показателей открытого сознания, – утверждает президент. – Почему столь важно открытое сознание в будущем мире? Если казахстанцы будут судить о мире из окон своих домов, то можно и не увидеть, какие бури надвигаются в мире, на материке или в соседних странах. Можно не увидеть леса за деревьями, можно не понять даже внешних пружин, которые заставляют нас иногда серьезно менять подходы».

Президент очень озабочен будущим страны. Ему дан дар видеть будущее Казахстана. Его главный совет нам: «Чтобы выжить, надо измениться». Это прежде всего касается и духовного обновления.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА