В Алматы активно обсуждают случаи заболевания менингококковой инфекцией, которые заставили мобилизоваться медиков и вызвали беспокойство у населения. Врачи говорят, что речь идет не о вспышке менингококковой инфекции, а о сезонной ее активации. Но человек так устроен, что чем меньше он знает о чем-либо, тем больше волнуется.
Прививка от менингококковой инфекции пока не входит в казахстанский Национальный календарь прививок, поэтому далеко не все соотечественники хорошо осведомлены о менингококке. До сих пор такая прививка в обязательном порядке требовалась только от паломников, отправляющихся в хадж в Мекку и Медину. Но надо отметить, что людей, относящихся к группе риска, которым может быть нужна вакцинация от менингококка, в стране намного больше. О том, что такое менингококковая инфекция, насколько она распространена у нас в стране, почему ее следует опасаться и можно ли от нее защититься, рассказали ведущие специалисты-иммунологи из Казахстана и России.
— Ляззат Тасбулатовна, что такое менингококк и чем он опасен?
— Менингококк — это бактерия. Существует 12 различных типов (серогрупп) менингококковой бактерии, шесть из которых (A, B, C, W135, Y, X) опасны для человека. Живут эти бактерии на слизистой носа и глотки и передаются от одного человека другому при тесном личном контакте, при долгом совместном нахождении в одном помещении и так далее. А опасна менингококковая инфекция достаточно высоким процентом летальности даже в том случае, если заболевшему предоставлена срочная медицинская помощь, а также осложнениями, которые инфекция может дать. Считается, что один из каждых пяти выживших страдает постоянными ограничениями возможностей до конца своей жизни, такими как судороги, отказ конечностей, заболевания почек, глухота, умственная отсталость. Менингит – это тяжелое инфекционное заболевание, воспаление мягких оболочек головного и спинного мозга, и он может быть вызван различными бактериями или вирусами. Но именно менингококковые менингиты (вызванные менингококковым возбудителем) наиболее опасны. Вакцинация от пневмококковой и гемофильной инфекции, которые также могут вызвать менингит, входит в казахстанский национальный календарь прививок.
— Какие рекомендации по поводу менингококковой инфекции дает Всемирная организация здравоохранения?
— ВОЗ рекомендует в странах с высоким уровнем заболеваемости менингококковой инфекцией проводить вакцинацию. В Казахстане за последние 10 лет сохраняется высокий уровень заболеваемости менингококковой инфекцией — 6,7 – 7, 4 случая на сто тысяч человек. Это в целом, но если говорить о детях, то цифры выше. А в региональном разрезе самый высокий уровень заболеваемости – в Алматы и Астане. Это естественно, так как концентрация населения в городах выше. Характерно, что болеют в основном маленькие дети до трех лет. Среди взрослых были случаи вспышек, когда заболели студенты, которые жили в одной комнате в общежитии, а также летальные исходы, когда от менингококковой инфекции, к огромному сожалению, умирали беременные женщины. У нас ведется мониторинг за менингококковой инфекцией и каждый случай обязательно расследуется. Если бы наблюдался какой-то рост или частые вспышки, то появилась бы рекомендация проводить обязательную вакцинацию. Пока казахстанцы, которые хотят защитить от опасной болезни себя и свою семью, могут вакцинироваться в частном порядке, так как вакцина на рынке есть, и она хорошего качества. Но сейчас мы самым серьезным образом взялись за эту проблему и в дальнейшем, возможно, вакцина все же будет введена в календарь, как это уже сделано во многих других странах.
— Иногда можно услышать мнение о недостаточно достоверной статистике заболеваний менингококковой инфекцией, причина которой кроется в особенностях выявляемости и учета заболеваний. Есть ли в стране планы по созданию независимого эпиднадзора?
— С этого года мы начинаем пилотный проект по выявляемости менингококковой инфекции. Будем вводить новые методы диагностики — это не только бактериология, которая является «золотым стандартом», но и ПЦР-диагностика, ИФА-диагностика. На основании этого проекта, если потребуется, мы будем выдвигать предложения по улучшению работы эпиднадзора, либо по созданию независимого эпиднадзора.
— Как повысить осведомленность казахстанцев об опасности менингококка и настороженности по отношению к нему? Как объяснять пользу вакцинации, если и по поводу существующих в календаре прививок ведутся постоянные дискуссии между сторонниками вакцинации и ее противниками?
— Непростой вопрос. У нас пугают лихачей фотографиями аварий на дорогах, а курильщиков изображениями страшных заболеваний на пачках сигарет. Почему бы не показывать людям фотографии последствий болезни? Менингококковая инфекция – это действительно страшно. Еще днем здоровый ребенок может через несколько часов умереть. А последствия осложнений, включая ампутацию конечностей, неврологические отклонения и другие, в корне могут изменить жизнь того, кто перенес болезнь. Долг медиков, в том числе, и информирование. Ведь если человек осведомлен и предупрежден, то он уже отчасти вооружен против болезни.
— Сусанна Михайловна, каковы признаки менингококковой инфекции? Что должно насторожить родителей или взрослого человека и дать понять, что нужно срочно обращаться за медицинской помощью?
— Менингококк — это инфекция, которая вызывается бактерией, живущей в носоглотке. Есть люди, которые носят этот микроб и не заболевают, но заражают других. Если человек оказался чувствителен, то микроб из носоглотки быстро проникает в кровь, вызывая сепсис (менингококцемию), и в оболочки головного мозга (приводя к их воспалению менингиту). Заболевание начинается очень остро, первичные симптомы включают высокую лихорадку, выраженную головную боль, возможна спутанность сознания и судороги. Менингококки при разрушении выделяют эндотоксин. Эндотоксин повреждает мелкие кровеносные сосуды, приводя к кровоизляниям в кожу (геморрагическая сыпь), все внутренние органы, в том числе в надпочечники, это приводит к развитию шока и может привести к смерти, буквально в первые часы болезни. К сожалению, даже справившись с сепсисом, шоком, можно ожидать несколько более поздних, но очень тяжелых проявлений болезни. Из-за нарушения кровообращения возникают некрозы, то есть омертвение тканей, которое приводит к необходимости ампутации. К сожалению, у нас уже есть случаи, когда пришлось делать высокую ампутацию ног ребенку, чтобы его спасти, так как некрозы (гангрена) опасны сами, вызывая интоксикацию и смерть, если не проводить ампутацию. Инфекция может протекать молниеносно. В этом году в России погиб ребенок, у которого температура поднялась, когда он сел в поезд Петербург-Москва (продолжительность пути — 4 часа). В Москве уже ждала скорая помощь, но приехал ребенок уже в крайне тяжелом состоянии и в этот же день погиб. Такой стремительный ход болезни при заражении менингококковой инфекцией не редкость, поэтому при малейшем подозрении нужно обращаться за срочной медицинской помощью.
— Какие категории населения относятся к основным группам риска по менингококковой инфекции?
— Большие скопления людей всегда являются опасными по возможности заражения менингококком. Известно, что не раз массовые заражения возникали во время Хаджа. Первая большая вспышка в Европе была связана именно с Хаджем. Есть данные, что если до Хаджа носительство менингококков у людей в ряде европейских стран не превышало 1-2 процента, то после Хаджа – увеличивалось до 30 процентов, что приводило к росту заболевания. Группы людей, которые находятся под наибольшей угрозой, — это маленькие дети, подростки/молодые люди и пожилые люди. Самая высокая заболеваемость менингококковой инфекцией приходится на детей в возрасте до одного года. У детей в возрасте от 2 до 10 лет заболеваемость менингококковой инфекцией ниже, но, начиная с подросткового возраста, уровень заболеваемости вновь повышается. Смертность может достигать 30%.
— Далеко не все страны мира имеют в национальных календарях прививку от менингококка, почему?
— Одна из причин в финансировании – это одна из самых дорогих вакцин. Но и последствия от заболевания могут быть очень тяжелыми. Знаете, как англичане ввели иммунопрофилактику менингококка в календарь бесплатных прививок? Родители девочки, которая осталась жива, переболев менингококковой инфекцией, но стала инвалидом, сделали ее историю достоянием общественности, тем самым сумев привлечь внимание к проблеме. В следствии болезни ребенку была проведена высокая ампутация ног и одной руки и видеоролик о буднях своей дочери родители разместили в интернете. Он собрал огромное количество подписей за то, чтобы министерство здравоохранения Великобритании приняло решение о бесплатной иммунизации. В результате, Англия стала первой страной, которая внесла максимально возможную профилактику менингококковой инфекции в календарь.
Если же обратиться к опыту других стран, то вакцинацию против менингококковой инфекции в Европе делают две трети стран, но не везде прививают от всех типов менингококка. Англия, Австралия, а с недавнего времени и США, прививают от пяти основных типов менингококка. В странах Африки, где существует так называемый «менингококковой пояс», уровень привитости населения очень высокий, но не от всех типов бактерии. И сейчас в странах африканского континента все активнее поднимается вопрос о необходимости применения поливалентной вакцины.
— Насколько в России широк охват детей иммунизацией против менингококковой инфекции?
— Вакцинация от менингококковой инфекции не входит в национальный календарь, но входит в календарь прививок по эпидемическим показаниям, поэтому если регион считает необходимым прививать, то он покупает вакцину. Если нет, то вопрос остается на усмотрение родителей, так как прививка делается за их счет. Сейчас Москва проводит вакцинацию своим детям до 5 летнего возраста, Челябинск принял решение о необходимости прививать детей, Свердловская область и многие другие. Но очень важно, чтобы родители понимали всю серьезность ситуации, а для этого их надо очень полно и хорошо информировать. Как с задачей справляются на местах – это уже отдельный вопрос. Вопрос, относящийся в целом к эффективности здравоохранения и к учебным программам медицинских вузов, где вопросам вакцинации уделяется очень мало времени. Во многом эта проблема схожа для постсоветских стран, в том числе, она присуща и Казахстану.