От городского озера в Шымкенте осталось мокрое место

14026
Городское озеро
То ли озеро, то ли виденье…

Бетонная площадка, густо покрытая тиной, и гнилостный смрад такой силы, что пешеходы поневоле прибавляют шагу… Таковы реалии в окрестностях городского озера, призванного, по задумке властей, создать прохладу в летний зной, пишет газета «Казахстанская правда».

То ли озеро, то ли виденье…

Для полного сходства с болотом не хватает разве что лягушек, перепрыгивающих с одного бетонного островка на другой. Впрочем, местные жители утверждают: земноводные уже постепенно обживают территорию городского озера возле Верхнего рынка, устраивая вечерами настоящие «ква-ква-концерты».

Не знаю, действительно ли по вечерам здесь раздается кваканье, но две недели подряд старалась построить свой маршрут так, чтобы увидеть, изменился ли пейзаж, почистили ли дно озера, появилась ли в нем наконец-то, как и положено, вода. Увы, позитивных подвижек обнаружить не удалось…

Накануне июля решила выяс­нить ситуацию у начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства Шымкентского городского акимата Нурлана Бектурсынова.

– Мы озеро в этом году запус­тили, там теперь вода, – уверяет меня начальник отдела. – Будем придерживаться такого графика: четыре цикла в месяц. Пять дней водоем наполнен водой, потом она сливается, ведется очистка, и вновь наполнение. На все про все уходит два дня. Наполнение идет из скважин вертикального дренажа. Так мы поддержим микроклимат в течение всего жаркого летнего периода.

Мои слова о том, что уже пару недель приходится наблюдать на озере одну и ту же довольно удручающую картину, застали чиновника врасплох. Он тут же связался по телефону с заместителем директора ТОО «Шымкент жасыл қала» Назирой Сыбанкуловой. Именно это предприятие является победителем конкурса по содержанию фонтанов и дренажных скважин и отвечает за их состояние.

– Да, мы должны содержать объект в чистоте, но обязательств по наполнению не брали, – заявила уже на следующий день в интервью Назира Сыбанкулова. – Заполнять озеро очень тяжело, воды не хватает для полива, не то чтобы обеспечить ею водоем. Уровень подземных грунтовых вод в городе заметно снизился. Люди жалуются, что даже в колодцах вода исчезла. А вы про озеро! Может быть, это станет возможным после восстановления работы еще одной скважины вертикального дренажа. А что касается тины, так уже завтра все почистим. А вообще-то вам лучше встретиться непосредственно с теми, кто отвечает за состояние озера.

Администратор сквера «Мир Шамши» Жазира Кушерова ждала меня в тени деревьев, растущих вдоль улицы Ташенова. Декорацией к нашей встрече служили рабочие, сгребающие лопатами с обнажившегося дна водоема тину. Зеленых пятен на дне озера заметно поубавилось, однако смрад стоял все такой же резкий.

– Вот в очередной раз слили воду и чистим озеро, чтобы снова наполнить водой, – бодро рапортует Жазира Кушерова. – Мы это регулярно делаем. В июне раза четыре спускали-наполняли.

– А когда в последний раз слили воду?

– Дату не помню. Теперь буду записывать, фотографировать. Но я вам вот что скажу: три дня будет вода нормальная, а потом все равно испортится, хотя мы 50 килограммов хлорки добавляем. Потом снова надо сливать, делая это медленно, а то асфальт в районе арыка на площади Ордабасы затопит. Три дня после осушения дна будем чистить, только потом начнем наполнять. Так что это еще та головная боль!

Горькая участь городской жемчужины

Когда-то озеро у Верхнего рынка, питавшееся родниками, было маленькой жемчужиной города. Старожилы говорят, что это естест­венный природный водоем, возникший здесь еще с довоенных времен.

Огромные ивы, растущие вдоль берега, словно спасаясь от зноя, макали свои свисающие ветви в озеро, по которому плавали лодки, на мелководье плескалась ребятня. Здесь был главный городской пляж. Посидеть в тени деревьев, а то и помочить ноги в родниковой воде приходили аксакалы.

С этого пейзажа начала 80-х годов прошлого столетия началось мое знакомство с городом. Картина началась меняться с приходом «рыночных» (читай – разнузданно базарных) отношений: ивы вырубили, озеро осушили, а потом и вовсе забетонировали его дно, превратив в …надцатый по счету городской рынок по продаже сельхозпродуктов.

Какой-то, прямо скажем, до беспредельности предприимчивый коммерсант посчитал, что без озера Шымкент проживет, а вот упускать лакомый по площади кусок земли в самом центре города, способный ежедневно приносить десятки и сотни тысяч тенге, точно нельзя. Базарные метастазы в тот период настолько сильно поразили Шымкент, что под торговые ряды стали приспосабливать даже улицы, закрывая их для проезда транспорта и прохода пешеходов.

Торговцев зеленью и овощами постепенно вытеснили продавцы садовых насаждений и инвентаря, домашней живнос­ти и солений. Рынок работал не один год, несмотря на то что его существование обернулось для жителей городского центра постоянными подтоплениями.

Закованные в бетон родники искали выхода в другом месте. Высокие грунтовые воды, раньше собираемые по системе естественного дренажа в озере, не находя привычного пути следования, самым неожиданным образом пробивались ключами в подвалах многоэтажек и частных домов, заполняли ложбины и низины, текли по городским улицам.

Дома и хозяйственные постройки, оказывавшиеся в зоне пос­тоянных подтоплений, неделями стояли «по колено» в воде и приходили в аварийное состояние, а некоторые саманные мазанки даже рушились.

Здесь будет парк!

Не сказать, чтобы власти не замечали проблемы. Были даже попытки ликвидировать торговлю на бывшем озерном дне, которое в народе успели окрестить «ямой», восстановив исконное предназначение водоема. Но всякий раз такая инициатива натыкалась на мощное сопротивление торговцев и заканчивалась фиаско.

Изменить ситуацию удалось Умирзаку Шукееву, на исходе 2006 года занявшему пост акима области. Практически сразу после объезда города он заявил, что «это безобразие» надо убрать. Вскоре был готов эскиз благоус­тройства территории, предполагающий создание на площади в 7 га зеленых зон отдыха.

Архитекторы предложили возродить природный водоем, дополнив его скверами. Проект начальство одобрило, предусмотрев на его осуществление 533 млн тенге – неслыханную по тем временам сумму. Умирзак Шукеев до своего назначения заместителем Премьер-министра успел сделать главное: сместить торговцев с насиженного места. И это уже было гарантией того, что возврата к прошлому не будет.

В августе 2010 года состоялось грандиозное открытие сквера «Мир Шамши», в котором установили памятник Шамши Калдаякову, проложили аллеи музыкальных звезд. Неотъемлемой частью объекта стало и озеро, где в ходе благоустройства установили фонтан. При этом вскрывать бетон на дне не стали, оставив все как было. Что из этого получилось – хорошо видно сейчас.

Впрочем, первые 5 лет озеро ежегодно заполнялось водой и являлось источником прохлады. Вплоть до 2015 года, когда местные коммунальщики заставили горожан все лето лицезреть высохшие бетонные берега. Разве что тины не было, как сейчас.

Тогда работники отдела ЖКХ городского акимата свое решение оставить озеро без воды объяснили тем, что в 2014 году во время купания ребенок получил здесь травму. Стоит ли говорить, что подобная логика вызвала негодование у горожан. Людей возмутило, что вместо водоема в центре города, создающего прохладу и благоприятно влияющего на самочувствие людей, оказалось бетонное пятно.

– Вопрос городского озера надо решать кардинально, – счи­тает Нурлан Бектурсынов. – При уточнении местного бюджета мы постараемся изыскать средства, чтобы разработать проект благоустройства. Вы правы: это центр города, и водоем в его нынешнем состоянии не украшает Шымкент.

Любовь Доброта

Реклама