Посмотрите в окно, купите мороженое…

440

Мир моего современника сузился. Сузился до размера экрана планшета или мобильного телефона. Замечали, как весь салон автобуса, включая людей разных поколений, не успев примоститься на сиденье, погружается в виртуальный экран. Новости, присланные картинки, бесконечный поток информации…

В такой момент человеку просто некогда посмотреть по сторонам, чтобы заметить происходящее вокруг него. У меня тоже есть современное средство коммуникации, но даже если мне предстоит ехать долго, я стараюсь его доставать лишь в том случае, когда раздается звонок или звучит очередной «плюм-блюм», который оповещает о пришедшем на ватсап сообщении. Остальное время мне просто интересно наблюдать жизнь и не ту, что высвечивается на экране, а ту, что происходит вокруг. Иногда такие наблюдалки говорят мне гораздо больше того, что может рассказать Интернет.

САЙРАМСКИЙ СИНДРОМ
В течение довольно длительного времени мне приходилось ездить в Аксукент. Может кому-то привычнее прежнее название этого районного центра – Белые воды. Маршрутки в этот густонаселенный пункт ходят с поразительной регулярностью. И, конечно, большинство из них пролегает по традиции, которая давно сложилась в Шымкенте, через базары нашего города. Рынок «Айна» тоже популярная точка, тем более, что до запуска автобуса Шымкент-Аксукент и множества маршруток, именно с этого торжища отчаливали в Аксукент «ГАЗели».

Ждать долго никогда не приходилось, да и желающих вернуться домой аксукенцев на «Айне» всегда достаточно. Особенной кастой среди отъезжающих здесь являются женщины пенсионного и глубоко пенсионного возраста. Бабульки с сумками, груженные увесистой кладью из пакетов – самые частые пассажиры этого направления. Казалось бы, в Белых водах есть свой базар, но что-то заставляет этих женщин ехать в Шымкент за покупками.

Они основательно рассаживаются на сидениях, пристраивают в ноги сумки-пакеты и пока водитель ждет наполнения маршрутки, спешно идут в небольшой магазинчик рядом со стоянкой. Они покупают мороженое. Обычное самое по цене дешевое, ленгерское в обычной бумажке, которое так нравится всем. Наблюдать за их поглощением лакомства – одно удовольствие. Каждый кусочек сладости смакуется. По лицам видно, какое истинное наслаждение они получают от такой небольшой человеческой радости.

Скажете, что в этом нет ничего удивительного? Подумаешь, бабушки едят мороженое. Но мне в этом видится совсем другой ракурс. Я представляю, как они приходят домой с поклажей, а дома их окружает многочисленная детвора: внуки, правнуки. И их так много, что пенсии апашки просто не хватает на то, чтобы позволить всем-всем внукам без исключения купить даже самое дешевое мороженое.

Но кто сказал, что с возрастом желание побаловать себя вкусненьким должно пропасть напрочь? Недавно коллега рассказала мне довольно-таки интересную историю одного тренинга. Мастер-класс был призван пробудить в человеке, как бы сказали раньше, эгоистические наклонности, в общем, полюбить себя. И жить так, чтобы себе любимому ни в чем не отказывать.

Так вот, в процессе тренинга участникам раздали по одной, но очень шикарной конфете, и большинство участников, догадаться несложно, технично спрятали их в карманы и сумки с тем, чтобы, придя домой, порадовать шоколадным изыском детей и внуков. А вот по мнению спикеров тренинга это и есть показатель того, что большинство из нас о себе, своих желаниях думают в последнюю очередь. На первом месте у нас самые дорогие и близкие.

Сайрамские бабушки в тренинге явно не участвовали, но благодаря какому-то внутреннему чутью пытаются не ущемлять себя в праве на пусть скоротечное, пусть эгоистичное, но счастье. Счастье любить себя.

УЛИЦА КРАСНЫХ ШАШЛЫКОВ
Это мое определение базарного получилось случайно. По аналогии с Улицей красных фонарей… Наверное, сложно представить человека, который ни разу не слышал о Квартале красных фонарей в Амстердаме.

Кто-то восторженно принимает факт существования такой необычной достопримечательности и мечтает увидеть ее воочию. Другие брезгливо осуждают и отторгают воплощение такого разврата в центре европейской столицы. Так или иначе, равнодушных практически нет. «Красные фонари» представляют собой около двух десятков улочек и переулков, переплетенных между собой. Там находятся около трехсот комнатушек с высокими окнами, где работают жрицы любви.

А вот на нашем Верхнем рынке есть небольшая улица, даже проулок, где сосредоточены с десяток небольших базарных кафешек. Помещения маленькие, поэтому процесс приготовления пищи максимально прозрачен, мясо на шампуры начиняют прямо на улице. Но вот что роднит ее с амстердамскими переулками, так это наличие у каждого кафе зазывал. Я бы даже сказала – затягивателей посетителей. Чаще всего это работницы кафе, которые просто тащат тебя вовнутрь помещения.

Человеку, который в первый раз оказывается на этой территории, очень сложно устоять от такого напора. Как-то раз чуть отстав от мужа, я уже через несколько секунд потеряла его из вида, и только по его возмущению во весь голос сумела определить его местонахождение. Оказался он уже внутри кафе, в которое мы уже раз заходили, чтобы пообедать. И, не поверите, стали… постоянными клиентами. Две товарки устроили настоящую разборку, выясняя, где мы будем обедать. Мы решили спор по-своему. Пошли в третье.

Хочу отметить, что готовят в этих кафе отменно. Есть и блюда, которые в домашних условиях не всегда согласится готовить каждая хозяйка. Одним из таких является жаркое из требухи. Кто варил ее дома, объяснять про амбре не надо. А здесь его готовят так, что, как говорится, пальчики оближешь. Что еще в большом плюсе – это то, что какое мясо, печень, фарш нанизывают на шампур, ты тоже можешь увидеть и оценить его свежесть и качество. В общем за все мои посещения улицы Красных шашлыков, мне и моим близким ни разу не было плохо от съеденного в этих далеко не презентабельных забегаловок.

Сейчас на Верхнем рынке идет реконструкция, и очень хочется, чтобы эти точки общественного питания, но только облагороженные, остались его неотъемлемой частью, как звено единого туристического кластера в разрезе Верхнего рынка.

СТРАННАЯ ДРУЖБА
Про семьи, в которых отношения между супругами не очень, часто говорят, что живут, как кошка с собакой. Могу поспорить с тем, что эти животные наоборот прекрасно ладят, и даже несмотря на то, что один лает, а другой мявкает. Есть у нас в домашнем хозяйстве две собаки Белый и Бакс, а еще кошка элитных пород Бэлла. Так вот, вроде обе собаки к ее присутствию относились вполне лояльно, друзьями не были. Но, получив строгий наказ «Своя! Не трогать», блюли дистанцию. Пока… пока у Бэллы не появились котята.

Малышей собаки не трогали, но однажды Бакс позволил себе накинуться на котенка, чем вызвал панику у Бэллы и… агрессию со стороны Белого. Так с тех пор Белый взял нашу кошку под опеку. Как только она появляется на пороге дома, пес проводит ее до самого дальнего угла двора, где кошка справляет свои надобности. Ждет, когда она их сделает и сопровождает, как секьюрити обратно. Такой тандем мы связали с тем, что зовут их похоже, да и цветом шерсти они подходят друг к другу. И каково было наше удивление, когда очередная потасовка Белого и рыжего Бакса закончилась тем, что к схватке подключилась такая интеллигентная вислоухая Бэлла. Увидев, как Бакс вцепился в Белого, она решительно распушила хвост, выпустила когти и ринулась на личного врага. От двойного нападения боевой Бакс умерил свой пыл. С тех пор они так и сосуществуют на одной территории Белый с Бэллой и сам по себе Бакс.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Эти наблюдалки кому-то могут показаться не столь значительными и важными. Но и они часть нашей жизни. Не той, что нам навязывает всемогущий Интернет, а той, что происходит здесь и сейчас. Отложите мобильники, отойдите от компьютера, посмотрите в окно. Там столько интересного.

Ирина Казорина

Реклама