В Туркестанской области 14 человек были осуждены за экстремизм и терроризм. Среди них есть и наши соотечественники.
Они смогли вернутся на Родину в рамках операции «Жусан». Какое наказание ждет тех, кто сбился с пути и встал на путь джихада? На сколько опасно помещать в тюрьму последователей религиозных течений? Ответы на эти и другие вопросы искали журналисты телеканала «Отырар TV».
«Мы ели отруби, которыми обычно кормят скот. А сколько семей умирало от голода, посчитать невозможно, — вспоминает Жомарт Досаев.
Уроженец Казыгуртского района Жомарт Досаев с содроганием вспоминает годы лишений, ужаса и непрекращающейся стрельбы. В зону конфликта в Сирию он приехал со своей семьей 4 года назад. Тогда Жомарту было всего 18 лет. Прежде, чем примкнуть к джихадистам, семья полтора месяца жила в Стамбуле. Парень, уверяет, что тогда толком не знал, где правые, а где левые. К террористам примкнул по настоянию родного отца.
Жомарт Досаев: «Пришло сообщение из ИГИЛ. Нас повезли в сирийский город Ракку, там мы прожили месяц. По предписанию ИГИЛ учились, потом нас повезли в Мусаку. Там учили пользоваться боевым оружием – винтовкой и автоматом».
В зоне боевого конфликта Жомарт перевязывал и лечил раненных игиловцев. Когда убили отца и брата испугался и решил вернуться домой. Но самостоятельно этого сделать не смог. В Казахстан, уже 22-летнего парня, вернули в рамках операции «Жусан».
Жомарт Досаев: «Не верьте тому, что показывают о джихаде на видео. Я все видел своими глазами! Я думал, что буду жить по шариату. Но нас обманули».
Дело Жомарта Досаева рассматривается в столичном суде. Подсудимому грозит от трех до пяти лет лишения свободы за экстремизм, а по статье терроризм – от 15 до 25 лет. При вынесении приговора суд решит, в каком исправительном учреждении будет отбывать срок осуждённый.
Сабит Сопиев, старший инспектор КУИС Туркестанской области: «Сейчас в Туркестанской области в исправительном учреждении номер девять отбывают наказание около 400-от заключенных. 14 из них осуждены по статьям экстремизм и терроризм».
Те, кто осуждён по этим статьям, не изолированы от других сокамерников. Чтобы обеспечить безопасность исправительного учреждения, с ними регулярно работают теологи и психологи.
Эта работа позволит вернуть к нормальной жизни тех, кто оступился и по разным причинам принял нетрадиционный ислам.