Обменникам хотят усложнить жизнь. Именно так расценивают шымкентские предприниматели предлагаемые новшества в сфере обмена валюты.
Свое несогласие с некоторыми пунктами проекта постановления Нацбанка «Об утверждении Правил организации обменных операций с наличной иностранной валютой в РК», они высказали на очередном заседании Совета по защите и противодействию коррупции. Самыми резонансными они назвали несколько пунктов.
Документ предлагает обменным пунктам увеличить уставный капитал до 100 млн. тенге. В настоящее время он составляет 30 миллионов тенге в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте и 20 миллионов тенге – для других городов. Кроме того, обменным пунктам хотят ограничить время работы и обяжут хранить 20 процентов уставного капитала на расчетных счетах в банках второго уровня. Предполагается, что нормы постановления начнут действовать с января 2020 года.
Владельцы шымкентских обменных пунктов считают новые требования неприемлемыми.
«Год назад по решению Нацбанка минимальный размер уставного капитала каждого обменного пункта был и так увеличен в 6 раз – с 5 млн до 30 млн тенге. Это для городов Алматы и Астаны (ныне Нурсултан). Для других городов пороговое значение тогда возросло в 4 раза и составило 20 миллионов тенге. Теперь предлагают довести до 100 млн. тенге! К чему это приведет? Мы просто все закроемся, останутся гиганты, но и те будут вынуждены сократить свои точки», — считает представитель обменного пункта Хилола Назарметова.
«Нам не понятна новая инициатива регулятора, складывается такое ощущение, что его цель – задушить всех нас», — возмущаются предприниматели.
Но если эти нововведения как барьер для нормальной предпринимательской деятельности идут со стороны регулятора, то, как оказалось, есть еще и барьеры местного характера.
Как рассказали сами предприниматели, шымкентские обменники сильно пострадали еще в прошлом году, когда им установили максимально высокую фиксированную ставку налога в размере 50 МРП за 1 месяц. Такое решение тогда принял городской маслихат, у которого есть на то право выбора. А выбрать он мог от минимальной ставки в 10МРП до максимальной в 50 МРП. Народные избранцы выбрали максимальный предел, по сути, переплюнув в этом даже столичные обменники.
«Наш город в то время не был городом республиканского значения. Я понимаю максимальную ставку для городов Астаны и Алматы, это крупные мегаполисы и там уровень жизни на порядок выше, и фактические доходы столичных обменников не сравнить с нашими. Но даже там ставка по сей день в 30 МРП! На каком же основании для нас установили максимальный размер?» — возмущалась Хилола Назарметова.
Как выяснилось, именно максимальная ставка фиксированного налога стала причиной того, что в Шымкенте в течение 2018 года прекратили свою деятельность 24 обменных пункта.
«В соответствии со ст. 546 Налогового кодекса РК внесение изменений в ставки фиксированного налога производится маслихатами на основе данных хронометражных обследований, предоставленных налоговым органом. Палата еще в марте текущего года по этому поводу направила письма и в гормаслихат, и в управление экономики и бюджетного планирования города, и в департамент госдоходов», — подчеркнул Кайрат Акенов, заместитель директора Палаты предпринимателей г. Шымкент.
В итоге, по его словам, управление обязало налоговый департамент внести предложения по изменению ставок фиксированного налога, однако ДГД это попросту проигнорировал. Палата предпринимателей с марта месяца направляла непосредственно самому ДГД письма о рассмотрении вопроса снижения ФСН, но ответ от них пришел в канун Совета — о том, что они занимаются этим вопросом.
Члены Совета посчитали вводимые новшества и установленные ставки ФСН барьерами республиканского и местного уровней, что может негативно сказаться на предпринимательской деятельности и на экономическом показателе региона. А потому Совет рекомендовал Палате предпринимателей направить в прокуратуру г.Шымкент письмо об оказании содействия в истребовании с Шымкентского городского маслихата первичных документов, послуживших основанием для принятия им максимальной налоговой ставки для обменников города. На основании этого будет проведен совместный анализ на предмет законности и обоснованности принятого маслихатом решения.