В отношении банков в третьем квартале 2019 года применено 73 меры воздействия.
Национальный банк РК по итогам третьего квартала 2019 года провел мониторинг и анализ нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, услуг микрофинансовых организаций (МФО) и коллекторских агентств, сообщает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу НБ.
— И в результате данного анализа в отношении банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, коллекторских агентств, МФО и страховых организаций применены соответствующие меры воздействия, — говорится в сообщении.
Так, в отношении банков в третьем квартале 2019 года применено 73 меры воздействия, в том числе:
— 3 административных штрафа на сумму 5 176 250 тенге;
— 69 рекомендательных мер надзорного реагирования;
— 1 письменное предписание.
Как отметили в Нацбанке, банками в большинстве случаев не соблюдаются следующие порядки, установленные банковским законодательством РК, а также нормативными правовыми актами Нацбанка, которые связаны с осуществлением:
— обслуживания банковских займов;
— платежей и переводов денег;
— обслуживания банкоматов и банковских счетов.
По порядку обслуживания банковского займа у банков выявлены нарушения, касающиеся:
— недостоверного указания банком размера ГЭСВ в персональных условиях по договору банковского займа;
— продажи банком заложенного имущества третьему лицу без проведения торгов, в нарушение требований закона об ипотеке;
— нарушения сроков уведомления заемщика о наличии просроченной задолженности по займу;
— несоответствия установленным нормам размера шрифта текста заявления к кредитному договору и другое.
По порядку осуществления платежей и переводов денег выявлены нарушения, касающиеся:
— необоснованного списания денег по договору банковского займа с использованием платежного ордера при отсутствии соответствующего распоряжения заемщика;
— необоснованного взыскания банком денег в сумме неустойки (пени, штрафа) посредством платежного требования;
— несвоевременного снятия ограничения на распоряжения деньгами на банковском счете при отзыве платежного требования;
— необоснованного предъявления платежного требования при наличии денег на счете заемщика/ при наличии судебного акта на взыскание/на списание текущей задолженности;
— перевода денег в пользу страховой компании без распоряжения клиента в рамках договора займа и другое.
о порядку обслуживания банкоматов и банковских счетов выявлены нарушения, касающиеся:
— не обеспечения оперативного выявления технических сбоев в работе банкоматов;
— непредставления/несвоевременного предоставления ответов на обращения клиентов;
— открытия банковского счета клиенту без соответствующего заявления клиента;
— неполного информирования клиента при предоставлении выписок;
— взимания банком комиссии при отсутствии предоставления банковских услуг;
— несоблюдения порядка передачи клиенту ответа на его письменное обращение;
— не предоставления ответов на входящие обращения клиента.
В отношении коллекторских агентств в указанный период применено 5 мер воздействия, в том числе:
— 2 административных штрафа на сумму 505 000 тенге;
— 3 ограниченные меры, из них: 2 письменных предписания и 1 письменное предупреждение.
Результаты проведенного анализа показали, что коллекторскими агентствами были допущены нарушения, связанные с:
— непредставлением запрашиваемой уполномоченным органом информацией и документов;
— несообщением при первичном контакте работником коллекторского агентства должнику информации, установленной правилами осуществления коллекторской деятельности;
— неосуществление фиксации процесса взаимодействия с должником с помощью средств аудио- или видеотехники в помещении коллекторского агентства.
В отношении МФО по итогам выявленных нарушений применено 8 мер воздействий, в том числе:
— 4 административных штрафа на сумму 1 262 500 тенге;
— 4 ограниченные меры воздействий, из них: 3 письменных предписания и 1 письменное предупреждение.
Результаты проведенного анализа показали, что МФО были допущены нарушения, связанные с:
— нарушением порядка списания просроченной задолженности по займу (без использования платежного требования);
— несвоевременным представлением сведений в кредитное бюро;
— несоответствием договора о предоставлении микрокредита требованиям законодательства Республики Казахстан;
— несоблюдением требований законов Республики Казахстан и нормативных правовых актов уполномоченного органа.
В отношении страховых организаций в третьем квартале 2019 года вынесены 3 рекомендательные меры надзорного реагирования.
Страховыми организациями допущены нарушения, связанные с:
— нарушением порядка оформления калькуляции и фотографирования поврежденного транспортного средства;
— несвоевременным предоставлением письменного ответа на заявление клиента;
— несоблюдением порядка осмотра и оценки поврежденного транспортного средства.
Актуальные вопросы обращений и жалоб за данный период связаны с обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, аннуитетным страхованием, добровольными видами страхования автомобильного транспорта, залогового имущества, жизни, накопительного страхования жизни.
Информация о принятых к вышеуказанным организациям мерах надзорного реагирования (кроме рекомендательных мер надзорного реагирования) публикуется на официальном интернет – ресурсе Национального банка Казахстана www.nationalbank.kz в разделе «Примененные меры воздействия и санкции».