Сеит Бельгибаев: Для нас были чужды такие понятия, как «откаты», «подкаты», «рахметы», «шоталы»

Окунуться в прошлое, вспомнить старых друзей — это так увлекательно. У нас есть повод для воспоминаний. Герой этого интервью — экс-аким Шымкента Сеит Куандыкович Бельгибаев.

Сеит Бельгибаев с сыновьями — Гани и Аскаром

Четверть века назад…

— Сеит Куандыкович, вы возглавили администрацию Шымкента в очень сложный период истории – Шымкент буквально на глазах – в считанные месяцы, переставал быть одним из промышленных гигантов страны. Предприятия резко сбавляли темпы производства, начинался кризис неплатежей, энергетический коллапс. Как в таких условиях удавалось организовывать жизнь города? Проводить ту же подготовку к отопительному сезону, содержать школы, больницы, поликлиники, выплачивать бюджетникам зарплату, сохранять ритмичность работы городского пассажирского транспорта?

— Как-то, еще в советское время, при беседе с отцом я сказал: «В интересное и трудное время жило ваше поколение – гражданская война, голод, коллективизация, индустриализация, Великая Отечественная война… и т.д.». Тогда он ответил: «Боюсь, вашему поколению достанется не меньше».

Сеит Бельгибаев с отцом Куандыком Бельгибаевичем

Волею судьбы так получилось, что я был вторым, после Амалбека Козыбаковича Тшанова, главой Шымкентской городской администрации, но первым в новейшей истории города акимом.

Да, что и говорить, нелегкая нам досталась доля…
Мы были не только свидетелями, но и непосредственными участниками смены общественно-экономической формации, производственных отношений. Этот процесс, как показывает история, всегда происходит не легко и болезненно, особенно для народа.

Я безмерно благодарен депутатам Шымкентского городского маслихата первого созыва, руководителям предприятий и организаций, лидерам профсоюзов, религиозных объединений, нашим горожанам за их понимание ситуации. Общественная стабильность, сохранение спокойствия – это, в первую очередь, их заслуга.

Я склоняю голову перед моими коллегами по работе, которые не жалели ни сил, ни времени для того, чтобы обеспечить нормальную жизнь города.

— У вас была на редкость сплоченная, профессиональная команда. Все, как на подбор, порядочные люди, без «хватательного» рефлекса. Напомню читателям, что вашими заместителями работали Борис Рузанов, Эрик Тургараев, Каиргали Билисбеков, Куралай Бигельдиева. Районы возглавляли Пернебай Абубакиров, Евгений Самофалов, Болат Джилкишиев. С кем из ныне здравствующих коллег, соратников вы поддерживаете отношения?

Шымкент 1995 год. Во время обсуждения транспортного вопроса на улице Карла Маркса. Фото А. Разметова

— Да, команда наша была – это сплав опыта и молодости. Первый заместитель акима – Рузанов Борис Александрович. Человек с большим опытом руководящей работы. Очень хорошо знал городское хозяйство, так как долгое время работал в горисполкоме, молодые заместители акима – Билисбеков Каиргали Даулетбекович, Тургараев Эрик Аубакирович, Бигельдиева Куралай Мухтаровна, амбициозные, в хорошем смысле этого слова, полные оптимизма молодые люди. Руководители отделов Кульбаева Рабига Курманбаевна, Кульбатчаева Калима Давлетьяровна, Турапбаев Амангельды Шатанович, Джилкишиева Гаухар Абжаппаровна и другие, вся жизнь которых – это служение родному городу. Не зря про нас говорили – команда романтиков-бессребренников. Для нас были чужды такие понятия, как «откаты», «подкаты», «рахметы», «шоталы», которые, к сожалению, сейчас очень востребованы в некоторых слоях нашего общества…

Главными проводниками политики городского акимата были руководители районов города. Абубакиров Пернебай Абубакирович, Джилкишиев Болат Абжаппарович, Самофалов Евгений Анатольевич.

Не все они сейчас вместе с нами, вечная память и низкий поклон тем, кто ушел из жизни.

С теми, кто ныне здравствует, естественно, поддерживаю отношения.
Мы не делились на город, районы, мы были вместе. По другому было нельзя. Как же иначе, если в день в бюджет поступало всего 2-3 миллиона тенге. И надо было эти крохи делить так, чтобы жизнь города не останавливалась. Нынешние акимы, наверное, не верят этому, но так было.

Надо было, чтобы пенсионеры не остались без пенсии, бюджетники без зарплаты (работники акимата получали в последнюю очередь), автобусы вовремя выходили на маршруты, светофоры работали (представьте себе не работающие светофоры), деревья в дендропарке не высохли, звери в зоопарке не померли с голоду и т.д. и т.п.
Несмотря на это, мы смогли в это трудное время выделить квартиры многим бюджетникам: врачам, медсестрам, учителям, артистам, художникам и т.д.

Очистили озеро в районе Верхнего рынка, которое не чистилось десятилетиями, построили дренажную систему бывшего детского парка и спасли деревья от гибели, дотянули троллейбусную линию до зоны отдыха, соорудили памятники Абаю, Аль-Фараби, началось строительство проспекта Кунаева… Вроде мелочи, но это тоже составляющие сложного организма города.

— Именно в вашу бытность акимом города в Шымкенте «бурлило» такое популярное международное движение как города-побратимы. У Шымкента появились такие побратимы как Стивенэйдж (Великобритания), Балакесир (Турция), Худжанд (Таджикистан), Байинь (Китай), Чирчик (Узбекистан), Бишкек (Киргизия)… Не понятно, почему во всех справочниках Чирчик и Бишкек даже не упоминаются в качестве городов-побратимов Шымкента? Не знаете, почему?

— По моему твердому убеждению – связь с другими городами, знакомство с их системой управления, инфраструктурой дает большую пользу в смысле обмена опытом. Всегда найдешь полезное для своего города, посещая тот или иной город-побратим. Жаль, что это хорошее дело не прижилось.

— Буквально на днях, 25 октября, исполнилась ровно четверть века со дня презентации предприятия по сборке автобусов NEOPLAN на территории ШПО КПО. Предполагался выпуск (сборка) сначала 100, а потом и 150 автобусов. В тот день, выступая на митинге, директор ШПО КПО Владимир Пляцук смело заявил, что такая продукция мирового класса заводу по плечу. Жаль, что этот проект не нашел своего продолжения. Также, как и проект по обновлению асфальта на улицах города. Жители улицы Жангельдина до сих пор помнят про экспериментальную укладку дорожного полотна в начале улицы. Почему это не нашло своего продолжения?

— Когда начали работать над проектом сборки немецких автобусов, мы пригласили к нам, в Шымкент, генерального директора фирмы NEOPLAN господина Штаймле. Затем в Германию были направлены двадцать наших рабочих, которые в течение двух месяцев учились сборке автобусов на заводе компании. Успели собрать в Шымкенте два автобуса. Столько радости было. Показали их трем Президентам: Кыргызстана – А. Акаеву, Узбекистана – И. Каримову, и нашему – Н. Назарбаеву. У них была встреча в нашем городе. Когда они сели в автобус, посмотрели салон, все потрогали, Ислам Абдуганиевич сказал: «По нашим дорогам не пойдет», на что Нурсултан Абишевич ответил: «Зато по нашим пойдет!».
Приезжал в наш город и владелец фирмы Wirgen (дорожная техника) господин Райнхард Вирген. Все дело в том, что, несмотря на их огромное желание сотрудничать с нами, мы не смогли решить главный вопрос – финансирование этих проектов. Но, благодаря нашему начинанию, сейчас техника этих компаний работает во многих городах республики.
Был еще один интересный проект – строительство мусороперерабатывающего энергозавода. При этом решалось три вопроса: во-первых, мы бы избавились от стихийной мусорной свалки, перерабатывая все, что туда привозят и сваливают; во-вторых, экологический вопрос; в-третьих, не было бы зависимости от внешних поставщиков электроэнергии. К кому только я не обращался по этим нашим задумкам. На всех уровнях нас поддерживали, выражали свое восхищение, но практической помощи ни от кого мы так и не дождались. Даже один из вице-премьеров сказал мне: «Сеит, чего ты добиваешься, когда твои люди без штанов ходят, а ты заводы хочешь строить». Я говорю: «Так для этого я и добиваюсь, чтобы они работали и зарабатывали себе на штаны»…

— Помнят жители и про то, как масштабно, интересно в Шымкенте проводились городские праздники – Наурыз, День города. Эти праздники действительно проводились для простого народа, а не для проверяющих и инспектирующих.

— Все зависит от желания, энтузиазма и полета фантазии организаторов. Мы прекрасно понимали всю сложность ситуации и при организации городских мероприятий старались, чтобы горожане, придя на них, хоть на немного отвлеклись от повседневных забот, тяжелых мыслей, подняли себе настроение.
И еще. Сейчас город хорошеет, расширяется. Появились и будут появляться новые улицы и проспекты. Когда я бываю в родном городе, вижу новые названия улиц и задаюсь вопросом: кто этот человек, чьим именем названа та или иная улица, что его связывает с городом, что полезного он сделал для него? Отсюда возникает следующий вопрос: нельзя ли назвать пока безымянные улицы именами тех, кто, не жалея сил и здоровья, работал в переломный, трудный момент в истории Шымкента, обеспечивая мир и спокойствие его жителей: Рузанова, Билисбекова, Самофалова, Кульбаевой, Кульбатчаевой, Джилкишиевой?
Да, к сожалению, эти люди сегодня незаслуженно забыты. Забыты акимы того времени и их соратники, которые на своих плечах вынесли всю тяжесть переходного периода и своим трудом заложили основу современного Казахстана.

Шымкент — 1995 год. Слева направо: архитектор Жанболат Тультаев, аким города Шымкента Сеит Бельгибаев, скульптор Насыр Рустемов, заместители акима города Куралай Бигельдиева и Каиргали Билисбеков

— Мне попался очень интересный, по сути – исторический документ за вашей подписью. Постановление Главы городской администрации «О городском графике поэтапного введения делопроизводства на государственном языке». Вы его подписали в ноябре 1994 года. В нем сказано: «утвердить нижеследующий график поэтапного введения делопроизводства, наряду с русским, на государственном языке предприятий, организаций и учреждений (независимо от формы собственности) города: в сфере обслуживания (образование, здравоохранение, торговля, культура, служба быта, транспорт, социальная защита), с января 1995 года, а всем остальным предприятиям, организациям, учреждениям, – с января 1996 года обеспечить делопроизводство на государственном языке».

— Все в то время было «историческим» и «впервые». Помните, в советское время говорили: «Не будешь знать русского языка – в люди не выбьешься». Родной язык казахов, к сожалению, стал не востребованным. С обретением республикой независимости все стало на свои места. И постановление городской администрации было принято во исполнение Закона РК о языках. Сейчас душа радуется, когда молодые люди свободно говорят и на казахском, и на русском, и на английском. Завидую им белой завистью.

— И вообще, много чего поистине исторического происходило в нашем городе. При вас состоялись выборы депутатов гормаслихата первого созыва.

— Да, помню. Было здорово! Впервые развернулась настоящая, честная борьба между кандидатами в депутаты, соперничество предвыборных программ, идей. Никто никого не протекционировал. Я считаю, что состав того маслихата был самым чистым. В гормаслихат были избраны грамотные, компетентные представители горожан. Благодаря этому, горадминистрация и маслихат работали как единый организм.

— А 23 сентября 1994 года вами было подписано еще одно историческое Постановление главы горадминистрации «О переоформлении документов на право пользования землей и выдаче государственных актов предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам. Тогда Кабмин РК утвердил госакты землепользования нового образца. Этим документом предписывалось руководителям нескольких городских ведомств – горархитектуры, проектного института «Южгражданпроект», БТИ, городской ассоциации «Садовод» в срок до 1 февраля 1995 года представить в горкомитет по земельным отношениям и землеустройству списки существующих землевладельцев и землепользователей и на БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ основе выдать необходимые данные для заполнения госактов.

— Это тоже было велением времени. Рыночная экономика не терпит «размытости» в определении объекта собственности или собственника. А вопрос землепользования – вопрос из вопросов. Все объекты экономических отношений (заводы, фабрики, школы, больницы и т.д.) находятся же на земле! Работа была очень трудная, объемная и нелегкая, но, под руководством председателя городского комитета по земельным отношениям Дуйсебаева Бексеита Набиевича – опытного профессионала, она была выполнена.

— В тот период, помимо текущих дел, ваша команда вела и подготовку к празднованию 150-летия Абая Кунанбаева и 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. К слову, четверть века назад, в сентябре 1994 года, в Шымкенте насчитывалось 4540 участников ВОВ. Сегодня их осталось меньше ста человек… Тогда город готовил списки ветеранов к награждению юбилейными медалями к 50-летию Победы. Был и такой интересный факт: украинское и чешское правительства запросили списки шымкентских жителей, фронтовиков, участвовавших в освобождении Украины и Чехии. Городской совет ветеранов отправил в посольства имена 576 участников.
Сейчас, спустя 25 лет, в городе и стране началась подготовка к празднованию 175-летия Абая и 75-летия Победы… Все повторяется.

— К проведению праздников мы подходили, исходя из своих финансовых возможностей, но души не жалели. И проводили их не хуже, чем сейчас.

— Наша беседа проходит накануне Вашего 70-летия. От имени наших читателей поздравляю вас, Сеит Куандыкович, с таким прекрасным юбилеем. Здорово, что в те очень непростые годы вы и ваша команда были у руля города. Вы были честны с нами. И, думаю, с самими собой. До сих пор памятны ваши слова, произнесенные на одном из совещаний: «Если жаловаться на бедность, еще беднее будем». Вы работали по максимуму, честно, сплоченно, с оглядкой на народ, думая о его благополучии. Такой команды, как у вас, в Шымкенте, увы, больше не было. Долгих вам лет, Сеит Куандыкович!

— Спасибо!

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Реклама