Спустя 8 месяцев после взрывов, предприниматели Арыси не могут получить положенную компенсацию. Больше 60 бизнесменов уверяют, что им до сих пор не выплатили положенные деньги.
Некогда уютное и полное гостей кафе в Арыси сегодня пришло в упадок. Выбитые стекла, свисающие с потолка доски и толстый слой пыли на белоснежных скатертях и столовых приборах. Заходить в свое заведение Мухамеджан Сапарханов не любит.
Раньше, оно приносило мужчине прибыль. После взрывов в городе, зданию потребовался капитальный ремонт. Предприниматель оценил свой ущерб в 50 миллионов тенге. Оценочная комиссия – ровно в два раза ниже. Но даже этих денег мужчина так и не дождался.
«8 месяцев уже прошло, а мне даже эти 25 миллионов не выдали! Даже эти деньги были бы огромной помощью! Я бы хоть как-то начал бы работать. У меня три кредита, а работать невозможно! И что делать?», — недоумевает Мухамеджан.
Взрывы в Арыси произошли 24 июня 2019 года. Утром на складах с боеприпасами случился пожар, прогремело несколько взрывов. Снаряды из военной части обрушились на школы, детские сады, жилые дома, кафе и магазины. Восстанавливали Арысь всей страной. На ремонт 465 коммерческих объектов собрали миллиарды тенге. Вот только получили свои деньги не все. Больше 60 местных предпринимателей, помощи так и не увидели. А список тех, кто ее получил, вызывает вопросы.
«Я сам живу по Байтурсынова. Здесь есть по Байтурсынова 70 какой-то номер, там вообще жилой дом! Я не знаю, где там кафе какое, это. Я вот некоторые адреса проехал, посмотрел специально, что там находится, по этим адресам, но там нет заведений даже. Частный дом это. Я не знаю!», — говорит Анатолий Рунков, предприниматель.
Предприниматели уверяют, они ходили и в местный акимат и к областным чиновникам. Даже вешали плакаты на свои разрушенные здания, чтобы о проблеме узнали приезжающие на проверку люди из министерств. Вот только помощи так и не дождались. В этом бизнесмены обвиняют фонд «Менің атамекенім», который и занимался выплатами. Но там уверяют, они работали лишь в качестве финансового оператора.
«Куда ушли 3 миллиарда 97 миллионов тенге? Они ушли на 403 объекта. Еще на 62 объекта у нас денег нет. На счету нет – как мы выплатим? Куда, кому и как выплачены деньги, мы предоставили все сведения, отчеты и в канцелярию премьер-министра, и компаниям, которые жертвовали средства», — говорит Ляззат Шынгысбаева, директор ОО «Менің атамекенім».
На выплату компенсаций оставшимся предпринимателям необходимо еще 400 миллионов тенге, подсчитали в местной Палате предпринимателей. Вот только где их взять, непонятно. Оставшиеся ни с чем бизнесмены считают, что их деньги ушли на несуществующие коммерческие объекты. И надеются, что на их проблему обратят внимание в прокуратуре.
Анастасия Новикова