Пребывая в приятной отпускной неге, я получала из дома завистливые сводки о нарастающей шымкентской жаре. Мол, вот хорошо тебе там, в сибирской прохладе, а у нас здесь от жары начинают мозги плавиться…
Тем не менее я с удивлением отмечала, что, несмотря на климатические осложнения, у моих земляков ни на день не ослабевает напряженная культурная жизнь. То есть ни о каком разжижении мозгов не может идти речь, а наоборот, все говорит о предельной концентрации душевных и эмоциональных ресурсов, о безудержной тяге к искусству во всех его проявлениях.
Судите сами, как ретиво взяла старт июньская культурная программа.
2 июня состоялся юбилейный концерт к 25-летию скрипичного ансамбля под руководством Бориса Зуя.
4 июня прошел творческий вечер поэта Владимира Глазунова.
5 июня – юбилейный концерт музыкальной группы «Фонограф», которой тоже исполнилось четверть века со дня основания. Несмотря на то, что жара только набирала свои изнурительные обороты, наши «культуристы» словно давали ей свой творческий отпор.
К примеру, 13 июня в кинозале ТРЦ Shymkent Plaza состоялся просмотр и обсуждение отечественного фильма «Тюльпан», удостоенного многими престижными наградами.
А наш любимый русский драматический театр показал премьеру «Люкс для иностранцев», прошедшую в раскаленные денечки 16, 17 и 18 июня.
Получается, ничем не сломить нашего человека, стремящегося к духовному росту и совершенствованию своего внутреннего мира. За что ему большой респект и уважение…
Под музыку божественной скрипки
Но я хотела бы подробнее остановиться на скрипичном ансамбле Бориса Леонидовича Зуя в связи с прошедшим юбилейным концертом. И не потому, что концерт был первым культурным событием лета, а потому что ансамбль уже сам по себе является событийным явлением на культурном небосклоне нашего города. Не хочу умалять достоинств других видов искусства, но им в большинстве своем все-таки легче завоевать сердца рядового зрителя, чем изысканной скрипичной музыке.
Допустим, театр или кино – это несомненное визуальное зрелище, доступное любому неподготовленному индивиду. А вот пойти «на скрипку»… не у каждого возникнет желание. Тем не менее на концерты нашего ансамбля скрипачей всегда шли, сейчас идут и еще как идут! И, что важно, с каждым годом все больше и охотнее. И это несмотря на то, что в наших компьютерно-цифровых реалиях проще простого найти любую музыку через поисковик одним кликом или махом.
«Меня это самого радует и удивляет, – говорит Борис Леонидович. – Если раньше на наши концерты шли люди музыкально подготовленные, скажем, музыканты, учащиеся и преподаватели музыкальных учреждений или школ, то сейчас можно встретить совершенно новых слушателей, среди которых много молодых. Чем это объяснить, не знаю. Может, уже «наелись» компьютерных развлечений. Может, вместо суррогата захотелось чего-то натурального, живого и настоящего?»
Но вернемся к истокам. Феномен возникновения ансамбля заключается в том, что появился он на заре перестроечного лихолетья, а именно в 1998 году. Вокруг творились малопонятные и неуправляемые экономические процессы, страна скатывалась в рыночную бездну, обесценился и умер советский рубль, а тут – на тебе! Из небытия возник новоявленный музыкальный ансамбль сугубо эстетической направленности, рассчитанный на утонченную публику. Думал ли кто-нибудь тогда, что ансамбль не только выживет в суровых безденежных условиях, но и станет неотъемлемой и органичной частью культурной жизни города на долгие годы.
Идея создания такого коллектива принадлежала бывшему в то время областному акиму Калыку Абдуллаеву, а областному управлению культуры только оставалось воплотить ее в жизнь. Во главе нового культобъединения решили поставить крепкого профессионала – заведующего струнным отделением музыкального колледжа Бориса Леонидовича Зуя.
Некоторое время скрипичный ансамбль назывался концертной организацией при областной филармонии, однако и сама эта цитадель искусства начинала двигаться к упадку. Музыкантов-скрипачей – этих невероятных тружеников и адептов своей благородной профессии – не могли ни смутить, ни испугать отсутствие условий для репетиций. Репетировали где могли, а когда филармонию наконец привели в состояние функциональной пригодности, то первый концерт – впервые и первыми! – дали скрипачи Бориса Зуя. Этот дебют был ознаменованием рождения ансамбля, который сразу же, с первых же звуков, завоевал любовь горожан и предопределил его жизнестойкость на долгие годы вперед.
Первоначальный состав ансамбля был скромен – шесть человек, но каждый из них был уже высокопрофессиональным музыкантом. Повезло коллективу и с концертмейстером. Практически со дня основания им стал классный пианист, тоже преподаватель музыкального колледжа Владимир Татульян. Он и сейчас вместе с ними в одном строю, без него ансамбль себя не мыслит. Музыканты-исполнители, конечно, менялись, это естественно. Мало ли чего может случиться в жизни за долгие 25 лет? Но каждый из них до сих пор считает опыт работы в ансамбле едва ли не самой светлой и бесценной страницей в жизни. Назовем тех, кто в разные годы вносил свою лепту в развитие ансамблевой популярности и востребованности: Алмажан Исханова, Фаина Мингазова, Максим Голошубин, Ольга Скитневская, Сауле Алихан, Дарья Исакова, Динара Жаманова, Игорь Белобородов, Надежда Смирнова, Наталья Донцова, Леонид Зуй.
Если кто обратил внимание на последнюю фамилию, то да – это старший внук руководителя ансамбля Леонид, который сейчас учится на втором курсе Новосибирской консерватории и является полноценным участником новосибирского камерного оркестра. Надо добавить, что, кроме несомненных исполнительских способностей, он с юных лет проявил талант работы с любым нотным материалом. Так, например, он и раньше помогал Борису Леонидовичу делать нотные переложения известных скрипичных произведений, то есть адаптировать их применительно к струнному ансамблю. Это весьма хлопотная творческая работа, но она была тогда просто жизненно необходима при тотальном отсутствии специальной музыкальной литературы для струнного коллектива. Без таких переложений и обработок не появились бы в репертуаре ансамбля такие хитовые и любимые слушателями композиции, как увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта» Осипа Дунаевского, отрывки из «Кармен-сюиты» Бизе-Щедрина, вальс Арама Хачатуряна к драме Ю. Лермонтова «Маскарад», танец феи Драже из балета «Щелкунчик», па-де-де из балета «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского и всегда принимаемая на бис музыка Эннио Морриконе к культовому фильму «Профессионал». Все эти и другие бессмертные сочинения никогда не предназначались для скрипичного ансамбля, и только благодаря талантливым «адаптерам» они получили вторую музыкальную жизнь.
Каков же сейчас состав струнного коллектива? Он состоит из 10 человек, из которых – семь скрипачей, два альтиста и уже упомянутый и бессменный концертмейстер Владимир Татульян. С полным основанием можно добавить постоянную ведущую всех выступлений ансамбля Земфиру Ибраеву. Она, кстати, является для ансамбля чем-то вроде пресс-секретаря, отвечающего за связь с общественностью. Все они вместе делают одно большое дело для популяризации музыки и эстетического воспитания человеческой души.
Тональность жизни – в мажоре!
Но вернемся к дням сегодняшним, конкретно к прошедшему юбилейному концерту. Выбор пьес определялся демократично, путем голосования. «Я так и сказал своим артистам: выбирайте сами, что хотите, что больше нравится, – говорит Борис Леонидович, – и таким образом мы выбрали 19 произведений, которые, кстати, очень полюбились и нашей разборчивой публике».
Вообще-то, репертуар ансамбля обширен и разнообразен. Здесь есть и классическая музыка, и советского периода, и саунтреки к известным фильмам как зарубежным, так и отечественным. При выборе репертуара никто сверху не давит и тематику не диктует, как в былые времена. Может, поэтому артисты воспринимают свою работу не как тяжкую ношу, а как личное отдохновение души. А такая свобода самовыражения, несомненно, передается публике и вызывает ответно-благодарный отклик. Ансамбль дает как минимум по четыре сольных концертов в год и при этом тематически никогда не повторяется. Это большая нагрузка, если учитывать дополнительные выступления по приглашению. Разве можно было, допустим, отказать директору драматического театра Игорю Вербицкому, пригласившего их на традиционные «Рождественские встречи»? Да и самим, думаю, было в удовольствие. Кроме того, у артистов есть параллельная работа. Кто-то преподает скрипку в музыкальных школах города, кто-то занят в оркестре нашего театра оперы и балета. К своей педагогической работе каждый из них относится очень ответственно. И как результат, на юбилейном концерте выступил детский скрипичный ансамбль, сплошь состоящий из учеников этих неутомимых музыкантов. Это и есть наглядная преемственность поколений, через любовь и верность искусству.
Жизнь любого коллектива порой подвергается каким-либо испытаниям. Был такой момент и в жизни ансамбля, который, естественно, вместе с филармонией мог бы сейчас оказаться в Туркестане – новом областном центре южноказахстанского региона.
«Повергла ли вас в шок эта вполне реальная перспектива? И как вы выбрались из этой ситуации?» – спросила я Бориса Леонидовича. «Эта проблема решилась и без нас. Но, конечно, в Туркестан на постоянное место жительства никто бы из нас не поехал. У нас же у всех здесь семьи, жилье, работа, привычный уклад жизни… А вот выступить в Туркестане мы были бы рады, да пока никто не приглашает…»
Борис Леонидович Зуй вообще не любит говорить о мелких, по его мнению, неприятностях. Долгое время у него была небольшая, но стабильная педагогическая нагрузка в нашем музыкальном колледже, но в этом году всех педагогов пенсионного возраста вдруг взяли и отправили на заслуженный отдых. И об этом Борис Леонидович говорит с улыбкой. А на мой взгляд, чего уж улыбаться? В этом музыкальном заведении он успешно трудился с 1977 года, а сколько его учеников снискали себе признание на этом тернистом скрипичном поприще? Таких педагогов, с таким опытом и блистательным профессионализмом, надо бы на руках носить. Так нет же, отсеивают лучших из старой закаленной когорты, которые составляли гордость и славу нашего общепризнанного музыкального образования. Найдется ли достойная смена? Бог даст, найдется. Пока есть еще люди, которые научат держать смычок и беззаветно служить высокому искусству…
Елена Летягина