Если бы этого дня не было, то его все равно надо было придумать… Что, собственно, и произошло у нас в Казахстане в 2016 году, когда мы впервые стали отмечать всем народом 1 марта День благодарности.
Благодарность – одно из базовых человеческих качеств. Его отсутствие – самый верный показатель того, что надо подальше держаться от этого субъекта.
Мне мой отец с детства внушал быть благодарной людям, которые в разное время, на том или ином отрезке жизненного пути, подставляли плечо, оказывали поддержку, выручали…
У него были более чем веские причины так утверждать. Когда в конце 30-х годов арестовали и посадили его отца, моего деда, семья, оставшаяся без кормильца, вынуждена была спасаться – бежать с голодного Поволжья в Среднюю Азию. Сначала на пароходе, потом на перекладных, на поезде… По дороге от тифа умер младший братишка. Остальные каким-то чудом уцелели и все же добрались, освоились, спаслись.
Отец вспоминал: «Один человек помог с обустройством: мы сняли времянку. Другой устроил маму на почту: сначала она мыла полы, потом ей доверили разносить письма, повестки, уведомления. Третий человек определил на учебу детей: старших – в ФЗУ, младших – в школу…»
Да что там, в те и последующие годы у людей были воспоминания куда «пожестче». Почти в каждой семье наберется с десяток маленьких и больших историй о человеческой доброте, участии, милосердии, а порой – о предательстве. Да, и такого хватило сполна.
Сколько горя хлебнули те, кто попал в эти края не по своей воле, а прибыл с эшелонами репрессированных.
Когда в компании или среди знакомых заходит речь на эту тему, я всегда привожу пример, который мне рассказали понтийские греки Шымкента. О том, как их, точнее, их репрессированных родных, везли сюда, на юг Казахстана. Везли в теплушках, как скот. Колонну в песках Муюнкум конвоировала группа солдат. Лето. Зной. Навстречу униженным, замученным жарой и долгим пешим переходом людям шла шумная группа казахских женщин с бидонами. Видимо, это были колхозные доярки. И вдруг незадолго до того, как им поравняться с группой конвоированных, у них начинается то ли потасовка, то ли какой-то нешуточный скандал.
События развивались столь стремительно и серьезно, что конвой кинулся разнимать дерущихся женщин. А в это время, воспользовавшись суматохой, несколько женщин с бидонами кинулись в толпу греков и стали быстро разливать в протягиваемые к ним металлические кружки и котелки айран. Две другие разламывали домашние лепешки и совали их обомлевшим людям. Вскоре скандал в толпе сошел на нет. Столь же неожиданно, как и начался.
Спасительницы вернулись к своим товаркам и продолжали беспечную беседу. Ничего не заметившие конвоиры заняли свои прежние места. А греки еще долго с благодарностью оглядывались на удалявшуюся группу колхозниц. Стало понятно, что все произошедшее – это чистая импровизация, народная смекалка. Разве можно такое забыть?!
А недавно на сайте sputnik.kz прочла статью «День благодарности – это память о хороших людях», в которой рассказывается о судьбе ингушской семьи Султыговых из Караганды. Все члены этой семьи – потомки репрессированных и депортированных – в День благодарности собираются вместе и вспоминают людей, которые помогли выжить их родным.
Приведу лишь часть из этих воспоминаний. О таком нужно знать всем!
Их привезли в Казахстан зимой 1944 года. По пути в вагонах десятками умирали от голода, холода и болезней их родные, соседи…
«Мы приехали в Казахстан, а казахи стоят, смотрят, но подойти боятся. Ведь оперуполномоченные распространили слух, что едут людоеды и бандиты! Потом старый аксакал подошел, спросил, какой вы веры. Все ответили, что мусульмане. Тогда дедушка своим сказал, что не стоит бояться. Это братья по вере! Много горя народ пережил. Но первыми руку помощи протянули казахи. Хлебом делились, кровом. Мы всегда будем благодарны им за это!» – едва сдерживая волнение, пересказывает слова матери Магамет Абукарович Султыгов.
А еще Магамету Абукаровичу его мама рассказывала, как местные жители из аула помогали хоронить умерших ингушей. Депортированные «враги народа» не имели права покидать пределы своих поселений. Даже смерть близких людей не являлась веской причиной нарушить указ спецкоменданта.
«Вот было поселение войнахов, а через речку жили казахи. На их стороне кладбище было мусульманское. Но депортированным туда нельзя было заходить. Середина реки считалась границей. Ингуши-мужчины по шесть человек заносили покойного в речку, а с другой стороны подходило столько же казахов. Они принимали носилки и несли сами хоронить. Ингуши так провожали в последний путь своих родных, стоя на другом берегу. Но знали, что братья по вере похоронят с честью. Таких историй было много. Спасибо местным жителям за такую душевность», – сказал Магомет Султыгов.
И спасибо сайту sputnik.kz за такие потрясающие воспоминания о том трагическом времени.
Как такое забудешь?! Надо больше рассказывать о подобных случаях. Пусть они послужат примером милосердия, но лучше – пусть не повторятся никогда.
…По большому счету, каждому из нас всегда есть, кому сказать спасибо и быть благодарным. Правда же?..
В День благодарности мы в первую очередь благодарим Всевышнего за подаренную нам жизнь. Благодарим казахский народ за то, что он в годы бедствий и репрессий, в тяжелые годины делился последним куском хлеба. Благодарим за то, что чувствуем себя равными в единой семье. И благодарность эта идет из души, от сердца.
Мы благодарим своих родных, друзей, коллег за то, что они просто есть у нас. Мы благодарим друг друга за отзывчивость, гражданскую позицию, за созидательный труд на благо Родины.
А больше всего мы благодарны за мирное небо над головой!
Фарида Шарафутдинова