Нужна ли пятидневка казахстанским школам?

718

Пятидневка в школахВ Казахстане заговорили о пятидневной учебной неделе в школах. В Министерстве образования и науки РК в настоящее время изучают этот вопрос и делают расчеты о целесообразности перехода на пятидневку. В случае положительного решения изменения будут внесены в действующий Государственный общеобязательный стандарт образования.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Этот шекспировский вопрос уже может стать девизом нашего образования. Хотя… если порассуждать, он может звучать так: «Внедрять или не внедрять?» или так: «Учить или не учить?»…

В системе школьного образования производятся и вводятся различные методы обучения, происходит трансформация и перетрансформация школьных реформ. Та скорость, с какой все это делается, порой даже не дает времени ни ученикам, ни педагогам, ни родителям опомниться. И несмотря на то, что ученые мужи в министерстве стараются, изучают, головы ломают над тем, как повысить уровень образования наших с вами детей, воз, как говорится, и ныне там.

Интересен еще и другой факт. В Министерстве образования еще не успеют сказать «А», а на местах уже начинают договаривать весь алфавит и проявлять инициативу.

Простой пример как раз по поводу внедрения двенадцатилетнего образования.

Еще в 2009 году я проходила тренинг, который в Алматы организовало для журналистов международное агентство новостей IWPR. Одна из тем касалась образования в Казахстане, и специалисты из Министерства образования РК рассказывали нам о преимуществах перехода на двенадцатилетнее обучение в школах. Тогда все это находилось только лишь на стадии разработки, однако у нас, в Шымкенте, в тот же год, быстренько сориентировавшись, в детских садах устроили выпускные для шестилеток и, помахав на прощанье платочками, проводили их в первый класс!

Понимаете, о чем я? Реформу еще не объявили, а у нас она уже была в действии. Так сказать, с опережением графика. Знаю это не понаслышке. Как раз именно в том году моей дочке исполнялось шесть лет, и нам в детском саду заявили, что мы обязаны покинуть садик и пойти в школу. Дескать, двенадцатилетка теперь у нас…

И этот тренинг в Алматы случился как нельзя кстати. Мне было о чем спросить представителей министерства. «Подкованная» и обученная после тренинга, я отправилась в детский сад с заявлением, что мой ребенок остается в садике еще на год, подкрепив это законом, который гласит: «… дети могут пойти в школу с 6 или 7 лет на усмотрение родителей». В итоге выпускной наша группа для своих детей провела, но годом позже.

Лично я совсем не против двенадцатилетнего образования. Я всеми руками «за», так как считаю, что многие дети к окончанию школы еще не могут выбрать профессию и определить свой жизненный путь. А так у них будет еще один год временного люфта. Но только прежде чем проводить какие-либо реформы, и особенно в образовании, необходимо создать для них прочную базу. Теперь давайте честно ответим на вопрос: «Она у нас есть?».

В прошлом году против кардинального изменения формата среднего образования выступили депутаты фракции КНПК («Народные коммунисты»).

Свою позицию народные избранники обосновали тремя причинами. «…Нужно признать, что даже в существующем формате средней школы у нас все еще есть дефицит квалифицированных педагогических кадров и ученических мест, есть аварийные и трехсменные школы. Именно эти проблемы в ближайшее время должно достойно решить Министерство образования и науки Казахстана», – заявили они в своем запросе к премьер-министру РК Кариму Масимову.

Итак, переход на двенадцатилетнее образование пока отложили.

ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ

И вот очередной «привет!» образованию: внедрение пятидневной учебной недели. Этот вопрос сегодня изучается и просчитывается министерством. Сокращение учебных дней планируется провести за счет сокращения дней каникулярных. По словам министра образования и науки РК Аслана Саринжипова, увеличения нагрузки не будет. «Может быть, будут отдельные школы, где у нас еще сохраняется вопрос переполненности классов, трехсменный режим работы – там, может быть, шестидневка еще будет сохраняться, но это будут отдельные, единичные случаи. В целом мы берем направление на то, чтобы нагрузка не увеличилась и была пятидневная учебная неделя», – сказал министр.

К слову, об «отдельных школах» с переполненными классами и трехсменным режимом работы. Я не знаю, как в других областях, но у нас на юге «единичным случаем» их назвать ну никак нельзя.

Только согласно официальным данным, в девяти школах Шымкента учащиеся обучаются в три смены. Однако как мама, которая общается с родителями из разных школ города, хочу спросить: а каким словом, если не «смена», можно назвать то, что в некоторых школах для некоторых классов занятия начинаются в 8:15, следующие классы приходят к 11:00, дальше к 12:00, другие к 15:00? Это называют у нас «подсменкой».

Теперь представьте переполненность таких школ! О каком соблюдении санитарных норм здесь может идти речь? А между тем эти нормы существуют, и их никто не отменял.

ПО РАНЖИРУ СТРОЙСЯ!

К общеобразовательным школам и школам-интернатам предъявляются требования по санитарным правилам №179 от 29 декабря 2014 года. Этот приказ утвержден Министерством экономики РК. Согласно этим правилам наполняемость школ должна соответствовать проектной мощности школы.

«Например, если школа рассчитана на 1200 учащихся, то там и должны учиться 1200 человек, – рассказывает главный специалист департамента по защите прав потребителей ЮКО Алмагуль Токабаева. – Санитарные правила допускают увеличение числа учеников, если обучение проходит в две смены. В этом случае между сменами обязательно для проведения санитарной уборки и подготовки школы ко второй смене должен быть предусмотрен сорокаминутный перерыв. После каждого урока должен быть десятиминутный перерыв. Предусматриваются еще и большие перемены: после второго и третьего уроков по 20 минут или одна 30-минутная. Это делается для того, чтобы ребенок, пребывая в школе более четырех часов, имел возможность поесть и отдохнуть.

Недельная учебная нагрузка в классах составляется в зависимости от затрачиваемого умственного напряжения. Например, в понедельник и субботу при составлении расписания необходимо ставить «легкие» предметы. Это делается по таблице ранжирования, которая также предусмотрена санитарными правилами. Она включает все предметы, и каждый предмет имеет свой балл трудности. Самые трудные предметы – математика, казахский язык для русских школ и русский язык для казахских школ – имеют оценку в 11 баллов. На втором месте по степени сложности стоят иностранные языки – 10 баллов. Третье место – физика, химия, биология. Ниже по балльной оценке идут гуманитарные предметы, далее труды, пение и рисование.

Так вот, согласно таблице ранжирования, легкие предметы как раз и должны стоять в расписании занятий в начале и в конце недели. Самые оптимальные дни для обширного задействования предметов у младшего и среднего звена – вторник и четверг, а у старшего звена – вторник и среда. Кроме того, согласно нормам, сдвоенные уроки по трудным предметам не допускаются».

Стоит еще добавить, что согласно санитарным правилам наполненность класса типовой школы на одного учащегося предусматривается по 2,5 квадратного метра. И в классе не допускается больше 25 детей. В старших классах гимназий и лицеев допускается уменьшить количество до 20 человек. В этом случае у преподавателя будет больше времени для индивидуального подхода к ребенку.

Но с шымкентскими школами эти нормы как-то не вяжутся.

Заметим при этом, что городские власти не бездействуют и делают что могут. Например, в новом году запланировано строительство еще шести новых школ (помимо того, что в прошлом году велось строительство семи новых детских садов и пяти школ). В частности, в новых зданиях школы в микрорайоне «Ынтымак» смогут обучаться 900 детей, в «Каратобе» – 600, «Сауле» – 1200 учеников. В прошлом году четыре городские школы были признаны аварийными, в трех из них был проведен капитальный ремонт, они уже сданы в эксплуатацию. Ремонтные работы здания школы №34 завершатся в 2016 году. Также запланировано строительство дополнительных пристроек к школам №№59, 82 и 83, начнут его в этом году.

Всем нам есть о чем подумать. Ведь хорошее образование – это залог успешного развития государства. Не зря говорят: «Что посеешь – то и пожнешь». И мы уже пожинаем. Несмотря на то, что в стране уровень образования уже начал падать, мы все продолжаем реформировать и преобразовывать. А по большому счету практически ни одна образовательная реформа у нас не доведена до логического завершения.

Татьяна БУРДЕЛЬ

Новости партнеров