Более 20 вопросов за час. Вопросы получения ИИН и корректировки домовых книг сегодня бьют все рекорды популярности. Поэтому и решили посвятить очередную прямую связь именно этим вопросам. Предполагалось, что на вопросы читателей ответит начальник операционного зала ЦОН № 1 ЮКО Галым Маймышев. Но сейчас поток людей, обращающихся в ЦОН за получением ИИН вырос в разы. Поэтому на вопросы читателей ответила консультант ЦОН ЮКО Нургуль Жандосова.
Так как в большинстве случаев вопросы читателей, дозвонившихся в редакцию, были похожи, мы отобрали наиболее часто встречающиеся и самые интересные. Надеемся, вы, уважаемые читатели, найдете в этой статье ответы на свои вопросы.
— У меня есть ИИН в удостоверении личности, а паспорт получал в 2003 году. Срок его действия истекает в 2013-м. ИИН в нем нет. Нужен лди ИИН в паспорте и могу ли я заменить паспорт бесплатно?
— В паспорте ИИН тоже должен быть. Если у вас его нет и срок замены вашего паспорта еще не подошел, то заменить паспорт вы можете бесплатно. Если же срок действия вашего документа закончился, то вы не можете обменять свой паспорт бесплатно.
— Вы говорите – замена – бесплатно. Между тем, все знают, что для оформления удостоверения личности, да и паспорта тоже нужны две фотографии. А зачем мне такая «бесплатная» замена?
— Вы не правы. Сейчас замена удостоверений и паспортов бесплатная. В каждом из операционных залов есть по два фотоаппарата. Инспектор не только примет ваши документы, но и сам сфотографировать. Так что в этом случае замена на самом деле бесплатная. Но еще раз повторюсь – только при условии, что срок действия вашего документа не истек.
— У меня есть своя квартира. Вторая досталась от мамы в наследство. Я могу прописаться в обеих?
— Нет. По закону вы можете прописаться только по одному адресу.
— Мне 83 года. На улицу почти не выхожу. До ЦОНа точно не доберусь. А у меня в удостоверении ИИН нет. Не могли бы вы прислать инспектора ко мне домой?
— Это сделать не сложно. Ваш родственник или знакомый или сосед должен прийти написать заявление на имя начальника операционного зала. И к вам отправят мобильную группу.
— А если квартиросъемщик имеет вид на жительство, куда идти на перерегистрацию? В ЦОН?
— Этот вопрос в ведении миграционной полиции. Поэтому вам нужно обратиться в отдел миграции.
— Я правильно понимаю, что эта электронная база необходима лишь для выборов? Какой от нее практический толк?
— Нет, конечно. Это нужно для будущего. Потому что уже до осени 2012 года планируется отменить домовые книги. А значит, надо проверить и откорректировать все данные.
— Как повлияет электронная прописка на регистрацию иностранцев? Каким образом будут регистрироваться по адресам проживания иностранцы, работающие в КЗ по рабочим разрешениям, либо прибывшие с другими целями, согласно законодательства они должны пройти регистрацию в течение5 дней с момента прибытия? Каким образом будут прописываться иностранцы, получившие вид на жительство? В миграционную полицию обязательна к предъявлению домовая книга и ее нотариальные копии, что надо будет предъявлять теперь?
— К сожалению, на этот вопрос я ответить не могу. Он находится в ведении миграционной полиции. Обратитесь туда.
— Подскажите, а данное действо по перерегистрации как то связано с ЭЦП?
— Конечно связано. Ведь теперь вы сможете получать адресные справки не выходя из дома. Достаточно отправить соответствующий запрос на сайт электронного правительства и все.
— Я пенсионерка. С компьютером в очень непростых отношениях. Никакой электронной подписи у меня нет, да и компьютера тоже. Научилась бы, но, боюсь, поздно уже. Зачем мне эта электронная база? Как я смогу получать справки из электронного правительства?
— Очень просто. Сейчас в отделениях народного банка у нас есть автоматы. Кроме того, планируется установка таких же во всех отделениях казпочты. К каждому автомату будет прикреплен консультант, который поможет вам получить необходимые справки. Но для этого надо получить электронную цифровую подпись и свой ключ.
— Сколько стоит получение такой подписи?
— Ни сколько. Эта услуга бесплатная.
— Сын на учёбе в Алмате, удостоверение при нем, как без его удостоверения я смогу сделать перерегистрацию в ЦОНе? Он приедет после 15 декабря?
— Видимо, речь идет о корректировке. Никаких сроков по корректировке данных пока нет. Вы можете смело прийти с его удостоверением личности после того, как он вернется. Впрочем, можно пройти корректировку и без него. Ведь для этого достаточно предоставить в филиал ЦОНа домовую книжку и копию. Домовую мы просим принести только для того, чтобы проставить в ней штамп о том, что вы прошли корректировку.
— Скажите, а можно пройти регистрацию в другом городе, т.е. не по месту жительству?
База же будет единая. Так как я прописана в Астане, но по работе в Алмате живу.
— Если уезжая в Алматы вы не забрали с собой домовую книгу, то пройти корректировку могут ваши домочадцы и без вас.
— Зачем нужна прописка? Во многих странах ее нет. Её придумали для закрепощения и запрета миграции. Сейчас это глупость, в ней смысла нет. А получать государственные услуги люди имеют право в любой точке страны, также как обязаны платить налоги на любой работе.
— Позвольте с Вами не согласиться. За рубежом есть электронная база, к которой и мы стремимся и которую планируем внедрить уже с 1 января 2012 года. А прописку никто не отменял даже в благополучных странах.
— Неужели в ЦОНе нет данных по районам обо всех прописанных жителях? Сами бы перенесли эти данные в эту базу. Зачем людей гонять? У меня, например, 2 ребенка маленьких, оставить не с кем, а кому-то с работы отпрашиваться проблемно.
— Для того чтобы пройти корректировку, вы можете передать домовую книгу с кем-нибудь из своих родственников.
— У детей нет ИИН. Нужна ли им корректировка?
— Нет, она нужна только тем, у кого есть удостоверение личности.
— Живу рядом с ЦОНом на Сайрамской, ни получение домовой книги, ни дальнейшую прописку в ней, ни получение ИИН там не делают, постоянно направляют а центральный Цон, в тоже время пишут на сайтах что у них нет очередей.
— Вы правы, филиалы ЦОН не принимают документы на оформление удостоверения личности, не делают прописку, потому что у них нет единой электронной базы. Но уже в следующем году, после внедрения электронной базы, я думаю, таких проблем не будет. Сегодня у нас открывается новый филиал в мкр. «Север». Он оснащен всем необходимым оборудованием и вы сможете получать те же услуги, что и в головном филиале.
— Где указано о необходимости смены документов, а именно удостоверения? Ведь есть четко прописанные правила смены документов: при утере, смены фамилии, достижении определенного возраста и нигде не указано что нужно менять удостоверение при изменении места жительства. В моем удостоверении написано место жительства: ЮКО и все! Почему по прихоти чиновников из ЦОНа я должна менять удостоверение?
— Мы руководствуемся Кодексом об административных правонарушениях, поэтому требуем при перемене места жительства менять и удостоверение личности.
— Что делать, если до конца этого года я так и не успею поменять свое удостоверение личности. Тем более, оно у меня не просрочено. С нового года оно уже будет недействительно?
— Вовсе нет. Просто с января 2012 года получение ИИН и как следствие, замена удостоверений и паспортов будет производиться на платной основе. Но есть один очень неприятный момент. Если у вас нет ИИН вы не сможете с первого января 2012 года получать пенсии и зарплаты.