Страсти по четырем колесам. Сколько в Шымкенте стоит автомобиль

799
На шымкентском авторынке яблоку негде упасть

Я никогда в своей жизни не был на автомобилестроительном заводе. Только очень давно, еще во времена Союза, видел по «ящику» гигантскую площадку для готовой продукции в Тольятти, сплошь уставленную рядами новеньких машин, собранных на АВТОВАЗе. Картинка впечатляла. Тогда «Жигули» были пределом мечтаний неизбалованного советского человека. Под открытым небом стояли тысячи таких желанных машин, а возможности приобрести их не было. Шымкентский авторынок напомнил мне ту, уже несколько подзабытую картину. Тысячи и тысячи автомашин на любой самый привередливый или, наоборот, самый невзыскательный вкус выставлены на продажу. Причем плотность заполнения площади такова, что китайцы во время празднования дня рождения Великого Кормчего на центральной площади Пекина просто отдыхают…

Страсти по четырем колесам. Сколько в Шымкенте стоит автомобиль
На шымкентском авторынке яблоку негде упасть

Каждое воскресенье множество южноказахстанцев, и не только они, приходят на шымкентский автомобильный базар в надежде присмотреть машину по своему вкусу и кошельку. А некоторые просто прохаживаются между рядами, представляя себя в роли автовладельцев. Разнообразие и количество выставленных на продажу машин поражает. Если стоять спиной к Шымкенту и смотреть в сторону Ташкента, то огромная территория от перпендикуляра моста на скотный рынок и до поста ГАИ на выезде из города заполнена автомобилями. По левую сторону от дороги – автомобили, чья стоимость относительно невысока.

Популярный в народе «Опель-Вектра» 17-18-летней выдержки и наездивший немало тысяч километров даже по родным просторам тянет на 5-6 тысяч долларов. Еще пять-шесть лет назад машина такого же класса и состояния стоила до 4 тысяч «зеленых». Как-то попытались найти на этой стороне пристойную машину для друзей, но безрезультатно проходили полдня. Казалось бы, все ничего, но с пристрастием заглядываешь под капот или днище – и начинаются проблемы: то кузов ржавый, то масло течет, то мотор работает через раз, словно астматик дышит, то салон с неистребимой вонью, какую ни один нейтрализатор запаха не уберет. В этой же части выставлены на продажу такие привычные «Лады»: и относительно свежие, и изрядно убитые. Среди посетителей рынка немало тех, кто задумался, а не взять ли за 6-7 тысяч американских денег новую «Ладу» или за десять с небольшим тысяч широко разрекламированное «чудо» АВТОВАЗа «Ладу-Приору». Ведь за те же деньги, если брать хорошо подержанную иномарку, то гарантий безремонтной езды никаких. Впрочем, и на «Жигули» надежды мало.

Переходишь через дорогу и попадаешь в другое царство. Здесь престижные, а соответственно, и дорогущие внедорожники и седаны. Стоимость такого подержанного автомобиля 2008-2011 годов выпуска нередко зашкаливает за 70-80, а то и 90 тысяч долларов. Большинство таких машин, словно аристократы, стоят в стороне от общей массы продающейся техники. Владельцы выставленных на продажу «денежных тяжеловесов» окидывают тебя оценивающим взглядом и практически сразу теряют к тебе интерес. Вероятно, потому что у нас карман не оттопыривается, а в руках нет барсетки – «кошелька» размером со средний рюкзак, наполненного иностранной валютой. Смешно становится, если представить, что торговля идет, к примеру, в узбекских сомах и какого размера тогда надо было бы тащить с собой сумку с деньгами, пожелай ты купить внедорожный 570-й «Лексус», «Линкольн-навигатор» или «Мерседес-Брабус».

Средние по стоимости, году выпуска, популярности и престижности машины стоят в так называемой сетке. Но и здесь цены кусачие. Первые пару вопросов о ценах задаю средних лет мужчинам, которые явно пришли что-то для себя подобрать. «Обалдеть! Цены высокие. Рассчитывали на 7, ну пусть 8 тысяч долларов, а здесь меньше десяти и смотреть не на что», – в голосе «реальных» покупателей явное разочарование. Да, те цены, что были до начала работы Таможенного союза и во время действия льготного периода растаможки ушли безвозвратно в прошлое.

Страсти по четырем колесам. Сколько в Шымкенте стоит автомобиль
Одни продают, другие покупают…

Впрочем, если покупатель жалуется на высокую стоимость, то продавец хотел бы получить за свою машину больше. Владелец серебристого лупоглазого «Мерседеса» сложившейся рыночной конъюнктурой недоволен. За свой автомобиль 1997 года он просит 13 тысяч долларов: «Когда покупал три года назад, то «Мерс» мне обошелся в 14,5 тысячи, а теперь продаю дешевле. Да и покупатель пока еще «спит». По обыкновению январь, февраль, март – мертвые сезоны». Продавец «мерина» пытается сам себя успокоить.

Большинство продаваемых на рынке машин – уже давно завезенные в Казахстан. Хотя перегонщикам работа тоже есть. Лишь немного изменилась география. «Везут из Белоруссии. Там не нужна растаможка. Платишь лишь НДС 12%. Но в Белоруссии цены тоже высокие, а хлама и у нас хватает. Если везут машины из Германии или Прибалтики, то стараются под заказ. Там цена от двадцати и хорошо за тридцать тысяч долларов», – пояснил один из постоянных продавцов на рынке. Сам он «торговал» 14-летний серебристый внедорожник «Опель-Фронтера». 17 тысяч долларов, указанных в качестве продажной цены, имели тенденцию к снижению. Торг уместен.

На минувшей неделе были развеяны иллюзии о возможности приобретения в Киргизии автомобиля состоянием получше и стоимостью подешевле. Купить и даже ввезти в Казахстан можно, а вот оформить в законном порядке – вряд ли. Увы, автомобильный рай соседней страны не распространяется на различные ухищрения наших автолюбителей в оформлении авто. Владельцам автомобилей с кыргызскими номерами придется привести документы на машины в порядок. Большую часть их машин в Казахстан ввезли контрабандным путем, заявили алматинские таможенники. На таможенном посту «Кордай» официально зарегистрированы только 6 автомобилей из соседней страны. А как остальные попали на казахстанскую территорию – неизвестно.

Начальник поста «Кордай» Нурлан Казакеев уверяет, что все машины с кыргызскими номерами, проезжающие через таможню, получали соответствующие документы. Незарегистрированные же авто, по его мнению, могли умышленно обходить все посты. С 1 июля 2011 года (после отмены льготного режима) и по сегодняшний день через пост «Кордай» из Кыргызстана в Казахстан заехало более 29 тысяч легковых машин, из них 210 автомобилей имели желтые номера. «На границе с Кыргызстаном у нас имеется шесть крупных пропускных пунктов: «Кордай», «Карасу», «Аухатты», «Сортобе», «Сыпатай Батыр» и «Айша Биби». А сколько еще «бродов», где можно неофициально пересечь границу!» – сказал начальник таможенного поста. По его словам, глубина таких «бродов» составляет всего 15-20 сантиметров, а потому их спокойно может преодолеть любой легковой автомобиль.

После 20 марта, вероятно, вновь начнутся оперативные мероприятия по выявлению машин с кыргызскими номерами и законности их оформления. И сейчас единственное, что остается сделать казахстанским владельцам киргизских авто, это привести документы на машины в порядок. А это деньги, и немалые.

Сергей ПАВЛЕНКО.

Реклама