У обычного человека одна жизнь, и «…нужно прожить ее так, чтобы не было мучительно больно…», говорил советский классик. У юной актрисы Кристины из студии «Балаганчик» другая интерпретация проживания жизни. «Я хочу прожить десять, двадцать, да сколько угодно жизней, красивых и не очень, но разных и насыщенных, за них точно не будет мучительно больно… – планирует девушка, – а это возможно только в театре!»
…«Брехт. «Добрый человек из Сычуаня». Этюд», – официально объявляет миловидная особа и тут же преображается в того самого «доброго человека»: низкий голос, повадки денди, четкая мужская походка, стальная выдержка…
В студии «Балаганчик» при областном русском драматическом театре начались репетиции дипломного спектакля. Участники постановки еще не актеры, но за их плечами уже два года упорных занятий по профессии. Дипломную постановку организовывают сами: репетируют, подбирают музыкальное оформление, придумывают костюмы. Взрослые кураторы из основной труппы практически не вмешиваются в процесс.
Говорят, стоит один раз шагнуть на сцену – и ты пропал: театр заполонит твое сердце и не оставит ни миллиметра свободного места. Театр как девятый вал – накрывает тебя с головой и становится твоей реальной жизнью. Студенты «Балаганчика» уже ощутили на себе притяжение театра, а многие из них сделали свой выбор…
«Для меня театр – это покой в душе, – делится эмоциями Таня, та самая «юная особа» с тщательно прорисованными гримом усиками. – А что еще человеку нужно? Деньги? Без них, конечно, не проживешь, но когда ты занимаешься любимым делом, когда страдаешь за него всем сердцем, с деньгами всегда можно что-нибудь придумать. Может, я подумаю об этом позже?»
«А я вот раньше спортом занималась, – присоединяется к разговору Вера, – но всегда мечтала бежать не на тренировки, а на репетиции. Мне кажется, что перевоплощение на сцене помогает стать личностью, и когда ты живешь чувствами, возможно, тебе не свойственными, ты берешь у своих героев для себя самое лучшее. Это такая возможность, представляете, как в магазине, только вместо одежды можно примерить человеческие качества и увидеть, как в зеркале, «идут» они тебе или нет…»
«Милый летчик! – смотрит в воображаемое небо Кристина, детское еще личико юной актрисы озаряется великой любовью. – Ты делаешь такое дело, твой почтовый самолет развозит весточки друзьям и любимым. Ты соединяешь сердца, не даешь позабыть друг о друге… Любимый летчик!…»
Заканчивается этюд, но Кристина остается такой же восторженной, как и во время репетиции. «Это же так красиво, когда любовь такая волшебная, – рассказывает девушка, – и в жизни не всегда можно ее показать окружающим. А в театре можно и даже нужно донести до зрителя глубину всех чувств. И вы еще думаете, что театр можно не любить? Вот праздник, Международный день театра, – это же не только праздник всех актеров, служащих театра. Это праздник всех без исключения людей, верящих в сказки, а таких, поверьте, немало. Мы хотим сказки, а ее зачастую можно увидеть только в театре!»
Не все студенты «Балаганчика» станут профессиональными актерами. Многие из них будут заниматься делом очень отдаленным от театра. Но, как показывает жизнь, на протяжении многих лет все без исключения студийцы остаются верными поклонниками театрального искусства и снова и снова приходят в театр, чтобы украдкой еще хоть раз шагнуть на большую сцену и на миг почувствовать себя в ее власти.
На репетиции побывала Елена БОЯРШИНОВА, фото Тимура ДЖУМАБЕКОВА
Словарь РАБАТа
Амплуа – сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.
Травести – амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.
Инженю – амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.
Ангажемент – приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.
Бурлеск – преувеличенно комическое изображение на сцене.
Бутафория – предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.
Рампа – осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики.
Партер – ряды кресел в нижней части зрительного зала.
Репертуар – совокупность произведений, исполняемых в театре.
Кулиса – боковая плоская часть декорации, располагающаяся по краю сцены.
«Четвертая стена» – это воображаемая стена между актерами и зрителями в традиционном «трехстенном» театре. Термин придумал Дени Дидро еще в 18 веке. Действия актера, обращающегося непосредственно к зрителю со сцены, называются «сломать четвертую стену». Данный прием широко распространен в комедиях, но изредка используется в серьезных драматических произведениях.
Шымкент, газета «РАБАТ», №13 от 28.03.2012 г.