Большие проблемы неожиданно возникли у одного из производственных кооперативов области. Строительство международной автотрассы мешает крестьянам начать полевые работы. Кроме того, вывезти продукцию на продажу с фермы, принадлежащий хозяйству, теперь тоже стало трудно.
Проблема возникла из-за участка на развилке дороги, который вместе с остальными 150 гектарами в 2007 году был законно передан производственному кооперативу «Карно» в аренду на 49 лет. Сегодня по этой единственной дороге, связывающей крестьян с их угодьями и фермами, проехать невозможно.
«Здесь идет строительство участка международной трассы «Западная Европа-Западный Китай». Из-за этого мы не можем теперь с фермы товар нормально вывезти», — рассказывает работник кооператива Бауржан Сариев. — «Приходится больше километра на себе фляги с молоком таскать до другой дороги. А технику на поля, вообще, нет больше возможности перегнать».
Крестьяне переживают, весенне-полевые работы в области в самом разгаре, а у хозяйства дело не может сдвинуться с мертвой точки. Если так пойдет дальше, вообще, без урожая останутся. Не спешат ответственные чиновники и компенсацию выплачивать за изъятые под строительство магистрали два гектара земли.
«Сумма возмещения чуть больше восьми миллионов», — говорит член правления кооператива Нурбол Ажбеков. — » Нам бы этих денег как раз хватило, чтобы дорогу пострадавшую от строительства международного автобана в порядок привести и трансформатор с поливным каналом, которые тоже оказались жертвами большой стройки. Мы уже куда только не обращались, но пока денег нет».
В Южно-Казахстанском департаменте республиканского Комитета транспорта и автомобильных дорог крестьянам сочувствуют, но помочь ничем не могут. Как объяснил заместитель директора ведомства Берик Нурышев, вопрос выплаты компенсации руководству кооператива лучше всего решать в суде. Подобных исковых заявлений там, говорит он, на сегодняшний день уже 28.
Всего же, международная трасса «Западная Европа-Западный Китай» проходит в нашей области через 851 земельный участок. 209 из них хозяева отдали безвозмездно, еще 574 выкупило государство.