Артемий Кульметов

В Южно-Казахстанском областном театре оперы и балета состоялся концерт классической музыки. Впервые артисты театра выступили с сольными номерами в сопровождении оркестра. Управлял музыкантами и всем действом на сцене молодой дирижер Артемий Кульметов. Маэстро всего двадцать шесть, но он уже заставил говорить о себе весь Шымкент.

Артемий Кульметов

Мы встретились с Артемием накануне концерта. Было очень интересно узнать, что думает музыкант о своей профессии и так ли много амбиций у восходящей звезды, как об этом говорят в театральных кругах. Все-таки лауреат республиканского конкурса дирижеров!
«Работа дирижера мне безумно интересна, – признался Артемий. – Дирижировать – это не просто махать на сцене палочкой. Цель дирижера – толкование произведения. Нужно понять, что композитор хотел передать слушателям. Прочувствовать эти моменты, прожить их, а потом донести до музыкантов, заразить ими исполнителей. А они должны быть отзывчивыми, гибкими, уметь эмоционально реагировать».
…Последние минуты перед концертом. В зале чувствуется нетерпение, и даже пустая еще сцена пленительна. Нет, скорее это не волнение, а предвкушение неизвестного, но прекрасного. Того, что вот-вот начнется и унесет в волшебный мир музыкальных фантазий… Тихий стук смычка о скрипку, взмах дирижерской палочки – и вот уже в зал льется чарующий Григ. Первое отделение было полностью посвящено сюите из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт».
Затем почти без перерыва следующая волшебная мелодия, за ней еще и еще. Зал уже старается не аплодировать, чтобы не пропустить начала следующей композиции. А дирижер ни на минуту не дает спадать душевному напряжению зрительного зала.
… За сценой не менее волнительно. Даже Алексей Скибин, выступавший на знаменитых сценах мира, делится своими опасениями. «Для певцов, солистов дирижер – первый человек, – говорит Алексей. – От того, как он тебя понимает, как он тебя ведет, зависит твой успех. Когда мы находимся на сцене и захлестывают эмоции, единственный человек, который может их обуздать и контролировать, – это дирижер. И очень часто зрители ничего не замечают, мы можем ошибиться, мы можем впасть в ступор, а дирижер нас подхватит, он нас поддержит, он нас доведет до финала и потом скромно выйдет поклониться вместе со всеми… Я считаю, что с Артемием нам повезло, но все-таки тревога есть…»
Во втором отделении со сцены звучали шедевры мировой оперной классики – арии из опер Моцарта, Россини, Верди, Кьяре и Москаньи.
Первое же выступление солистов театра зал поддерживает бурей аплодисментов. Дирижер всего этого не видит, он стоит спиной к зрителям. По его собственному признанию, в каких-то случаях не видеть зрителя легче: люди разные, и не очень приятно видеть скучающие лица или явное нежелание слушать именно эту музыку. Но на этом концерте все было иначе – скучающей публики в зале замечено не было.
«Я специально приехала из села Рабат, – поделилась впечатлениями учительница Дарига Абденова, – я никогда не пропускаю ни одной постановки театра оперы и балета, но то, что я сегодня здесь увидела и услышала, меня просто потрясло. Это великолепно! Впечатления останутся надолго. Эта музыка заставляет быть чище, добрее, благороднее. А работа дирижера выше всяких похвал! Эта его экспрессия, даже какая-то драматичность завораживает, околдовывает, не отпускает. Браво!»
…После часового концерта зал рукоплескал и долго не отпускал оркестр со сцены. Музыкантам и певцам пришлось исполнять несколько композиций на бис. И, выходя из зала, люди первым делом подходили к администраторам театра с одним-единственным вопросом: «Когда же будет следующий концерт?»
Следующий концерт обязательно будет! У дирижера театра оперы и балета планов огромное количество. Артемий Кульметов мечтает, чтобы в Шымкенте всегда звучала музыка. Много и хорошая. Артемий мечтает, что когда-нибудь шымкентцы услышат то, чего здесь никогда не звучало. И это будет нечто грандиозное и совершенно новое.
Елена БОЯРШИНОВА

Шымкент, газета «РАБАТ» №19 от 9.05.2012 г.